Товарооборот: что это такое, структура, показатели и виды товарного оборота в торговле

Определение эффективности действующей торговой точки или коммерческой организации в целом требует анализа ключевых данных за отчетный период. Процесс перевода товаров и услуг в денежное выражение предполагает регулярные операции с клиентами или контрагентами, которые являются основным источником финансирования. Сумма каждой совершенной сделки становится элементом, составляющим итоговую совокупность, и определяется не только ее действительной стоимостью, но и другими признаками, важными для оценки текущей ситуации в экономике. Что такое розничный товарооборот магазина или предприятия в торговле простыми словами, чем он измеряется и из чего состоит, как это понятие характеризует показатели выручки от продаж компании, используется ли оно при планировании тактики и стратегии ведения бизнеса? Давай выясним.

Общее представление

Начнем с основного определения. Общий объем продаж организации, выраженный в денежном или натуральном выражении и относящийся к определенному периоду времени, который является отчетным периодом, с точки зрения экономической теории характеризуется термином «оборот». Аналогичное значение также применяется, когда речь идет о цикле обращения готовой продукции, сырья или материалов, подлежащих реализации в ходе коммерческих сделок. Валовая структура охватывает все типы категорий, как продовольственных, так и непродовольственных сегментов, и является одним из финансовых критериев, используемых для оценки деятельности отдельной фирмы.

Формула расчета объема розничной реализации товаров в сопоставимых торговых ценах является таким инструментом, который применяется в рамках бухгалтерского и налогового учета, используется для планирования деятельности компании, позволяет принимать ключевые управленческие решения на основе полученных эксплуатационные данные. В ходе аналитического исследования используются дифференцирующие критерии для выделения оптового и розничного сегментов в отдельные категории, а также для ранжирования групп реализуемых товаров по степени их значимости в общей системе ассортиментной матрицы. Кроме того, величина оборота розничного бизнеса или оборота складской организации является одним из элементов, необходимых для определения степени фактической рентабельности.

Как рассчитывается показатель

Расчет желаемого значения предполагает использование различных методов, как упрощенных, так и многофакторных. Возможность использования того или иного подхода определяется размером компании — для небольших компаний или частного предпринимательства часто не нужно вникать в сложную математику. Самый простой вариант – это произведение количества реализованного товара на затраты, что наглядно показывает объем продаж в финансовом выражении по конкретной позиции.

Это значит, что если описать своими словами, что такое оборот, то эту систему учета можно представить на простом примере. Предположим, организация продала за месяц 1 тыс упаковок печенья, цена одной штуки 50 руб. Общая стоимость данной номенклатурной позиции за отчетный период составила 50 тыс руб. Аналогичная механика применяется к каждому элементу, после чего все результаты суммируются, чтобы можно было получить общее представление о поступающей выручке компании.

Однако более интересным и информативным для анализа считается другой показатель, характеризующий динамику изменения уровня товарооборота. Динамический коэффициент позволяет сравнивать результаты за разные периоды времени. Допустим, в сентябре сумма розничных продаж торговой точки составила 100 000 рублей, а в декабре те же данные были уже 140 000. Соотношение формируется по следующей формуле:

(ВОМ 1*100)/(ВОМ 2)

При этом результат 1,4 свидетельствует об увеличении от месяца к месяцу, что характеризуется как положительная динамика. Однако важно учитывать, что такой параметр еще не является подтверждением увеличения прибыли компании. При сравнении периодов стоимость покупки реализованной продукции должна оставаться неизменной – в противном случае следует рассчитывать рентабельность по каждому из сегментов отдельно, а затем сравнивать аналогичным образом.

Для чего считают фактический товарооборот

В целом это один из контрольных маркеров, дающий аналитическую базу для оценки текущего состояния бизнеса. Интеллектуальный анализ данных предоставляет полезную информацию о:

  • динамика развития торговой точки;
  • зависимость от доходов от маркетинговых кампаний;
  • влияние внешних факторов;
  • эффективность ассортиментной матрицы;
  • достижение ключевых показателей.

Результаты расчетов используются при планировании и способствуют созданию дальнейшего прогноза на краткосрочный и долгосрочный периоды. Кроме того, данные об объеме и структуре оборота компании являются основой для дальнейшего определения рентабельности, маржинальности, а также других показателей, характеризующих успешность коммерческой деятельности.

Методы контроля

Оперативное отслеживание обновленной информации реализуется различными способами. Рассмотрим самые распространенные варианты.

Ручной учет

Формат подходит для торговых точек или компаний с относительно небольшим ассортиментом. Если перечень прайс-листа ограничен десятью позициями, рассчитать реализацию вручную не составит труда. Достаточно иметь под рукой калькулятор, ручку и рабочую тетрадь. Источниками информации являются путевые листы и накладные, аналитические выгрузки кассового оборудования, а также другие документы.

Преимуществом является простота и оперативность, недостатком – риск потери или повреждения регистра бухгалтерского учета, а также необходимость самостоятельного выполнения всех математических операций. Необходимо знать, что такое такая структура и из чего она состоит, как по формуле рассчитать оборот торгового предприятия в сопоставимых ценах, найти процент от нетто-оборотов магазина за период. В случаях, когда речь идет о коротких промежутках времени, задача выглядит простой, но если этап растягивается на полгода или год, вручную все сократить становится проблематично.

Расчет в Excel

Существует множество шаблонных таблиц, позволяющих перенести расчеты в Excel и частично автоматизировать процесс получения нужных значений. Базовые формулы показывают результат на основе заданных первичных данных, источники которых остаются теми же, что и в предыдущем случае. Бланк можно скачать в готовом виде из сети, а можно создать самостоятельно — все зависит от уровня технической подготовки пользователя.

Преимуществом является почти бесплатная опция, доступная для использования на любом ПК, а также в онлайн-формате — через сервисы Google. Недостатки — ограниченный функционал и необходимость иметь навыки взаимодействия с компьютером и программным обеспечением. Кроме того, табличные структуры, отражающие основные части товарооборота и состав общего товарооборота организации в годовом формате, не всегда являются интуитивной базой, на расшифровку которой может потребоваться некоторое время.

Проверка при помощи учетных программ

Стандартная практика как для интернет-магазинов, так и для независимых ритейлеров. Использование специализированного программного обеспечения дает ряд преимуществ, таких как:

  • Отслеживайте изменения показателей в режиме реального времени.
  • мгновенная генерация отчетов по заданным категориям.
  • Наличие аналитических инструментов для оценки эффективности.
  • Возможность удаленной корректировки цен.

Решения, предлагаемые сегодня разработчиками, помогают упростить не только анализ и контроль роста товарооборота магазина или организации. Таким образом, мобильная автоматизация складского учета от компании Cleverens — вариант, позволяющий оптимизировать рутинные операции и сократить временные затраты более чем на 70%. Цифровые приложения подходят для работы с маркированными товарами, сокращают продолжительность процедуры приемки и повышают точность данных об остатках и операциях по перемещению товаров. Как результат – сохранение большей части чистой прибыли, повышение рентабельности и эффективности как отдельной торговой точки, так и предприятия в целом.

Виды товарооборота

Согласно принятой классификации, объем реализуемой продукции делится на несколько вариантов:

  • Розничная торговля. Под розничной торговлей понимаются все товары, реализуемые конечному потребителю, включая услуги иного характера, оплата за которые осуществляется в наличной или безналичной форме.
  • Оптовая торговля. Вид товара, приобретаемый для последующей перепродажи, либо для использования в производственных целях, реже для личного потребления.

Дифференциация, используемая в рамках одной организации, может быть гораздо более обширной. Это означает, что определение того, что должно быть включено в оборот как прямую экономическую категорию (создание различных номенклатурных групп), является совместной задачей управления закупок и операционного отдела, отвечающего за обеспечение основных показателей.

Индикаторы отчетности

Перечень КПЭ и критериев, по которым торговые компании оценивают эффективность, включает:

  • Оборот в натуральном и денежном выражении за период.
  • Структура ассортиментной матрицы, проанализированная методами ABC и XYZ.
  • Оборот группы товаров в днях.
  • Дополнительные льготы по застрахованным предметам.
  • Динамика реализации при амплитуде критических пределов.
  • Дифференцированный объем продаж по торговым точкам и по продавцам.
  • Маржинальность по категориям, процент проигрыша, а также другие значения.

Чем больше отчетов, тем детальнее картина, характеризующая текущую ситуацию в компании. При этом важно сосредоточиться на ключевых моментах, не увлекаясь ненужными разборами.

Анализ торгового оборота фирмы

Изучение данных внедрения предполагает оценку эффективности и выявление слабых мест, требующих корректировки, а также позволяет сопоставить плановые и фактические результаты, достигнутые за отчетный период. Приоритетом любого бизнеса является получение конечного дохода, а для расчета реальной рентабельности без формирования отчетов о продажах не обойтись. Подробная статистика помогает отслеживать динамику изменения цен покупки и продажи, контролировать сопутствующие расходы, включая маркетинг, логистику и заработную плату сотрудников, и, наконец, выделять чистую прибыль, которую можно распределять в зависимости от целей организации.

Контроль товаро оборота: выбор метода

Возвращаясь к методам, позволяющим отслеживать обновляемые данные, стоит отметить, что чем крупнее бизнес, тем целесообразнее становится использование профессионального программного обеспечения. До определенного момента ручной учет позволяет закрыть основные потребности анализа. Однако практика показывает, что коммерческим предприятиям свойственно постепенное увеличение ассортимента, что затрудняет отслеживание продаж, особенно на более длительных периодах.

Пример анализа товарооборота производственной компании

Рассмотрим практическую ситуацию. Допустим, компания «Carlo og Co» производит деревянные изделия, относящиеся к эконом-сегменту. Ежемесячно производство выпускает 100 подставок для каминов средней стоимостью 10 000 рублей, 500 комодов по 2 000, а также 4 тысячи школьных карандашей по 100 рублей. При этом среднемесячный объем продаж в натуральном выражении составляет 90х450х3600 единиц, в денежном — 2,160 млн руб.

Важнейшим контрагентом, обеспечивающим сбыт, является оптовая компания Giuseppe, реализующая продукцию в собственных торговых точках. Остальное поступает через госконтракты и небольшие организации, потребности которых характеризуются подвижной динамикой. Рентабельность составляет в среднем 30%, исходя из чего средний доход составляет примерно 650 000 рублей.

Carlo & Co, оценив загрузку производства и несобранные запасы, намерена увеличить продажи, но оптовик не готов выбирать дополнительный объем из-за отсутствия избыточного спроса. В качестве альтернативного канала сбыта была выбрана система регионального представительства, при условии, что каждый дилер обязуется по договору ежемесячно продавать определенное количество продукции из дерева. ООО «Джузеппе», сохраняющее статус крупнейшего клиента, получило предложение стать представителем в своем регионе, с приоритетом поставок и увеличением отсрочки платежа. Исходя из новых коммерческих условий, производитель сможет получить увеличение оптового оборота — в формулу включены все новые участники, и прогнозируется увеличение выручки до 2,4 млн и рентабельности — до 750 тысяч рублей.

Способы увеличения продаж и чистой прибыли

Как было сказано ранее, показатель реализации продукции не отражает фактическую прибыльность функционирующей торговой точки. Ускорение оборота за счет демпинга не представляет особой сложности, но связанные с этим затраты в долгосрочной перспективе могут сделать финансовое положение компании несколько угрожающим. Для повышения рентабельности рекомендуется учитывать следующие параметры:

  • Сократите расходы. Снижение арендной платы и коммунальных расходов, оптимизация фонда оплаты труда – все это варианты, актуальные в тех случаях, когда сопутствующие расходы съедают всю полученную прибыль.
  • Пересмотр ассортиментной матрицы и коммерческих договоров. Торговый оборот – это набор позиций, каждая из которых производится или покупается на определенных условиях. Существует большая вероятность того, что те же продукты, материалы или сырье можно приобрести по более низким ценам без ущерба для продажной стоимости.
  • Автоматизация бизнес-процессов. Использование профессиональных аналитических и бухгалтерских программ помогает быстро отслеживать динамику изменений и принимать своевременные грамотные решения.

Когда речь идет об увеличении количества единиц, проданных за определенный период времени, по определению, маркетинговые инструменты, мероприятия по стимулированию сбыта и целевые кампании используются для увеличения товарооборота, привлечения большего количества покупателей и сосредоточения их внимания на конкретных позициях, которые часто приносят организация получает наибольший доход.

Количество просмотров: 21088

авторомadmin