Описание
СУТЬ ПРАКТИКИ
Муниципально-частное партнерство представляет собой совокупность форм и механизмов средне- и долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества между муниципальным образованием, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, с целью реализации общественно значимых проектов на территории муниципального образования.
Реализация проектов муниципально-частного партнерства решает следующие задачи:
- привлечение инвестиций в экономику и социальную сферу муниципального образования;
- обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Участие в муниципально-частном партнерстве, как правило, осуществляется в целях создания (строительства, реконструкции) и (или) эксплуатации следующих объектов:
- транспортной инфраструктуры и транспорта общего пользования;
- системы коммунального хозяйства, включая объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, а также объекты обеспечения функционирования и благоустройства жилищного и нежилого фонда на территории муниципального образования;
- объектов энергоснабжения, включая энергогенерирующие системы, а также системы передачи и распределения энергии;
- объектов подвижной и стационарной связи и телекоммуникаций муниципальной собственности;
- объектов, используемых для осуществления медицинской, лечебно-профилактической и иной деятельности в системе муниципального здравоохранения;
- объектов образования, воспитания, культуры и иных объектов социально-культурного и социально-бытового обслуживания;
- объектов, используемых для осуществления туризма, рекреации и спорта.
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ
Муниципальные образования Нижегородской области
В настоящее время 20 муниципальных образований Нижегородской области утвердили положения о муниципально-частном партнерстве.
В качестве примера можно привести Постановление администрации Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области от 22 ноября 2011 года № 512 «Об утверждении Положения о муниципально-частном партнерстве в Краснооктябрьском муниципальном районе» (http://kro.omsu-nnov.ru/?id=20514).
Основной формой участия Краснооктябрьского муниципального района в муниципально-частном партнерстве является предоставление частному партнеру земельного участка, а также иного недвижимого и (или) движимого имущества, находящегося в муниципальной собственности Краснооктябрьского муниципального района, для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, на условиях, определенных в соглашении.
Основными формами муниципально-частного партнерства являются:
- финансирование части расходов на реализацию социальных программ, инвестиционных проектов;
- предоставление имущества в пользование.
Муниципальная поддержка муниципально-частного партнерства в Краснооктябрьском муниципальном районе осуществляется в следующих формах:
- предоставление субсидий;
- установление льготных ставок арендной платы за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности Краснооктябрьского муниципального района;
- предоставление муниципальных гарантий.
Объектом соглашения могут являться:
- транспорт и дорожная инфраструктура;
- система коммунальной инфраструктуры, объекты благоустройства;
- объекты, используемые для осуществления медицинской, лечебно-профилактической и иной деятельности в системе здравоохранения;
- объекты образования, культуры, спорта, туризма, социального обслуживания, иные объекты социально-культурного назначения;
- объекты торговли, бытового обслуживания и общественного питания;
- объекты производства, хранения, переработки сельскохозяйственной продукции.
Мероприятия по реализации проектов муниципально-частного партнерства включаются также в программные документы развития инвестиционной деятельности в муниципальных образованиях. Так, в муниципальной целевой программе «Развитие туризма на территории Нижнего Новгорода в 2012–2016 годах» (утверждена постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 8 июня 2012 года № 2290) предусмотрено проведение девяти мероприятий с использованием механизмов муниципально-частного партнерства. При этом некоторые из мероприятий (например, строительство и реконструкция гостиничных комплексов, создание музейно-туристских кластеров) разбиты на несколько проектов муниципально-частного партнерства, предусматривающих значительные инвестиции.
В муниципальных образованиях Нижегородской области в настоящее время уже реализован ряд проектов на основе муниципально-частного партнерства, в том числе:
1) строительство мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном ТБО в Городецком муниципальном районе. Комплекс рассчитан на 100 тыс. тонн ТБО в год. Комплекс обслуживает Борский, Городецкий, Семеновский, Ковернинский, Сокольский, левобережные части Лысковского и Воротынского муниципальных районов с населением 270 тыс. человек;
2) строительство мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном ТБО в Балахнинском муниципальном районе;
3) строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в Краснобаковском муниципальном районе (http://p3week.ru/proekty/sotsialnaya-infrastruktura/10-pages/148-fok-v-krasnobakovskom-rajone);
4) строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в Лукояновском муниципальном районе;
5) строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в Павловском муниципальном районе.
Данные проекты реализованы на основе концессионных соглашений о создании и эксплуатации объектов (инвестор выбирался на конкурсной основе).
Город Ставрополь Ставропольского края
Решением Ставропольской городской думы от 16 мая 2012 года № 213 было утверждено «Положение о муниципально-частном партнерстве в муниципальном образовании городе Ставрополе» (stavadm.ru/administration-office/econom_razvitie/MCHP.docx).
Настоящее Положение определяет:
- правовые и организационные основы правового регулирования;
- цели, задачи, принципы, формы и условия участия города Ставрополя в муниципально-частном партнерстве.
1. Участие города Ставрополя в муниципально-частном партнерстве осуществляется в следующих формах:
1) имущественное участие города Ставрополя в муниципально-частном партнерстве:
- предоставление в аренду частному партнеру находящихся в муниципальной собственности города Ставрополя земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться;
- передача частному партнеру в доверительное управление, владение и (или) пользование иного недвижимого и (или) движимого муниципального имущества либо принадлежащих городу Ставрополю имущественных (неимущественных) прав;
2) финансовое участие города Ставрополя в муниципально-частном партнерстве:
- предоставление частному партнеру бюджетных инвестиций в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации;
- осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитальных вложений на условиях софинансирования с частным партнером в случае, если это предусмотрено муниципальной целевой программой города Ставрополя и (или) адресной инвестиционной программой города Ставрополя на соответствующий год;
- предоставление частному партнеру субсидии за счет средств бюджета города;
3) предоставление муниципальной поддержки частным партнерам:
- предоставление льгот по местным налогам;
- предоставление льгот по арендной плате за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, и (или) за иное муниципальное недвижимое и (или) движимое имущество.
Первыми результатами муниципально-частного партнерства в Ставрополе стали создание зоны отдыха и строительство детского сада. При этом доля вложений частных партнеров превысила инвестиции муниципалитета.
Администрацией города Ставрополя был разработан ряд новых инвестиционных проектов на основе муниципально-частного партнерства. К ним относится строительство образовательных учреждений, многофункционального молодежного культурно-досугового центра в центральной части города, объектов спортивной инфраструктуры, роботизированных многоуровневых парковок, организация платных парковочных мест вдоль городских улиц.
Примером крупных реализуемых в настоящее время проектов на принципах муниципально-частного партнерства является создание индустриального парка – фармкластера на Старомарьевском шоссе.
Городской округ город Тверь Тверской области
В последние годы муниципальные образования начали принимать положения, регулирующие свое участие в проектах муниципально-частного партнерства. В качестве примеров можно привести Положение о муниципально-частном партнерстве на территории муниципального образования городской округ город Тверь, утвержденное решением Тверской городской думы от 26 марта 2014 года № 116.
В соответствии с данным положением участие города Твери в проектах муниципально-частного партнерства осуществляется на основании соглашения в соответствии с законодательством в следующих формах:
- имущественное участие;
- финансовое участие;
- участие нематериального характера.
Способами имущественного участия являются:
1) предоставление частному партнеру на определенном соглашением праве земельных участков, находящихся в собственности города Твери, необходимых для реализации проектов муниципально-частного партнерства, в соответствии с законодательством;
2) предоставление частному партнеру на определенном соглашением праве иного недвижимого и (или) движимого имущества, находящегося в собственности города Твери, необходимого для реализации проектов муниципально-частного партнерства, в соответствии с законодательством.
Способами финансового участия являются:
1) осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности города Твери в соответствии с бюджетным законодательством;
2) предоставление субсидий из бюджета города Твери частному партнеру в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг в соответствии с бюджетным законодательством.
Способами участия нематериального характера являются:
1) предоставление частному партнеру определенных соглашением принадлежащих городу Твери исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации в целях предоставления частным партнером в порядке и на условиях, определенных соглашением, товаров, работ или услуг потребителям с использованием объекта соглашения;
2) оказание частным партнерам информационной и методической поддержки.
Город Грозный Чеченской Республики
В городе Грозном Положение об участии города Грозного в проектах муниципально-частного партнерства утверждено постановлением мэрии города Грозного Чеченской Республики от 14 февраля 2011 года №12 (размещено на официальном интернет-сайте мэрии города Грозного (http://www.grozmer.ru/) в разделе «Документы»).
В соответствии с Положением:
1) город Грозный на условиях соглашения о муниципально-частном партнерстве и в соответствии с действующим законодательством вправе участвовать в реализации соглашений о муниципально-частном партнерстве за счет средств бюджета путем использования следующих инструментов:
- бюджетные ассигнования для проведения работ по подготовке конкурса на заключение соглашения о муниципально-частном партнерстве;
- муниципальные гарантии по займам, привлекаемым частным партнером для исполнения соглашения о муниципально-частном партнерстве;
- субсидии (компенсации) частному партнеру по исполнению обязательств, определяемых в соглашении о муниципально-частном партнерстве;
- выкуп результатов деятельности частного партнера или софинансирование деятельности партнера из средств бюджета г. Грозного, связанных с выполнением частным партнером обязательств по предоставлению товаров, выполнению работ, оказанию услуг согласно условиям соглашения;
- выкуп результатов деятельности частного партнера, связанных с обеспечением минимального дохода от деятельности частного партнера по эксплуатации объекта соглашения.
Комсомольский район Ивановской области
Положение о муниципально-частном партнерстве в Комсомольском муниципальном районе утверждено решением Совета Комсомольского муниципального района Ивановской области от 10 июня 2011 года № 117 (http://www.regionz.ru/index.php?ds=1299703).
Муниципальный район на условиях соглашений о муниципально-частном партнерстве и в соответствии с федеральным и региональным законодательством, а также местными нормативно-правовыми актами муниципального района вправе участвовать в реализации соглашений о муниципально-частном партнерстве за счет средств местного бюджета путем использования следующих инструментов:
1) финансирование работ по подготовке конкурса на заключение соглашения о муниципально-частном партнерстве;
2) государственные гарантии по займам, привлекаемым партнером для исполнения соглашения о муниципально-частном партнерстве;
3) субсидии партнеру по исполнению обязательств муниципального района, возникающих вследствие решений об экономическом регулировании деятельности партнера, реализации им мер социальной поддержки потребителей, определяемых в соглашении о муниципально-частном партнерстве;
4) выкуп результатов деятельности партнера или софинансирование деятельности партнера из средств местного бюджета, связанных с выполнением им обязательств по предоставлению товаров, выполнению работ, оказанию услуг согласно условиям соглашения;
5) выкуп результатов деятельности партнера, связанных с обеспечением минимального дохода от деятельности партнера по эксплуатации объекта;
6) оплата по регулируемым тарифам (ценам) определенного объема товаров (работ, услуг), предусмотренного соглашением о муниципально-частном партнерстве и произведенного партнером;
7) компенсация партнеру условий минимального трафика или минимального объема потребления согласно условиям соглашения в случае, если эти условия не могут быть выполнены иным путем.