Какие конкретные действия нужны для роста инвестиционной привлекательности территории? Эксперт нашей Академии,
Андрей Крылов, провел проектные сессии в различных регионах с более чем 50 муниципальными образованиями и опросил инвесторов, предпринимателей, глав МО и их заместителей по экономике, региональных и федеральных чиновников, а также своих коллег в РАНХиГС и ВШГУ.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Крылов Андрей Владимирович – социолог, бизнес-тренер, партнер Living Eyes Consulting, участник регионального форсайта «Кама-2035», модератор проекта «Моногорода» РАНХиГС, эксперт Национальной премии «Бизнес-Успех»
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Андрей выяснил каковы критерии, по которым инвестор выбирает то или иное муниципальное образование для своих инвестиций и что нужно, чтобы увеличить шансы выбора инвестором МО. Им была создана инструментальная модель «Инвестиционного выбора территории» и сейчас разрабатывается соответствующий курс для Академии. Модель продолжает пополняться лучшими практиками муниципальных образований по развитию инвестиционной привлекательности. Эта статья об этой модели, о том по каким критериям инвестор выбирает МО. Дополнительно в группах vk.com/pmgov и fb.com/groups/pmgov Вы можете посмотреть примеры по развитию инвестиционной привлекательности территорий или внести свой вклад в лучшие практики по её развитию.
В статье пойдёт речь о разработанной инструментальной модели «Инвестиционного выбора территории». Данная модель является инструментом для формирования плана работ по повышению инвестиционной привлекательности территорий. В ходе стратегических сессий и опросов экспертов была сформирована следующая схема последовательности принятия инвестором решения об инвестициях в территорию:

Такова воронка критериев принятия инвестиционного решения инвестором. На каждом уровне выбор, который делает инвестор между муниципальными образованиями, сужается. Администрации МО важно соответствовать тому, как воспринимает информацию и делает свой выбор именно инвестор, а не как «кажется» верным администрации. Например, администрация чаще мыслит понятиями: бюджет, улицы, город, выборы, совещания, район, благоустройство, зима, отопление, отчёт, финансирование, дети, горожане, МСП и т.п. А предприниматель – инвестор мыслит по-другому, например, понятиями: прибыль, банки, проценты, клиенты, конкуренты, займы, курс, рынок, стартапы, подрядчики, кредиты, производство, M&A, персонал, зарплата, бухгалтерия, партнёры.

Инструментальная модель «Инвестиционного выбора территории» устроена именно с позиции восприятия инвестора. Разработанная модель устроена по следующей схеме:
1 уровень модели. Блоки критериев выбора (они даны в воронке);
2 уровень модели. Непосредственно набор критериев выбора территории инвестором;
3 уровень модели. Показатели реализации данного критерия на территории;
4 уровень модели. Конкретные действия и практики администраций по повышению инвест.привлекательности территории в соответствии с показателем выбора инвестора.
Разберём модель подробнее на примерах. Каждый блок критериев (1 уровень) модели состоит из набора критериев выбора инвестором по данному блоку (2 уровень). Так первый блок критериев «Базовые критерии: безопасность, прибыль, репутация» (1 уровень) состоит из следующих критериев выбора инвестора (2 уровень):
- Возможность получить более высокую прибыль от инвестиций по сравнению с другими территориями;
- Понятные и предсказуемые «правила игры» со стороны власти, степень безопасности бизнеса в целом (+ физическая), возможность инвестору влиять на «правила игры»;
- Степень близости рынков сбыта (платёжеспособного спроса на продукцию инвест.проекта), транспортная доступность территории;
- Наличие и близость бизнес-партнёров (поставщиков, логистов, дистрибуторов), их транспортная доступность;
- Наличие/отсутствие конкурентов и их действия на территории;
- Общая репутация территории (бренд территории) и её администрации и др.
Второй блок критериев модели выбора инвестором территории – блок «Необходимые критерии: инфраструктурные и ресурсные» (1 уровень). Он содержит критерии выбора инвестора (2 уровень):
- Наличие квалифицированных (молодых) кадров по адекватной стоимости;
- Степень готовности в соответствии с требованиями инвестора инвестиционных площадок (с нужным подключением электро-, газо-, водо, тепло-коммуникациям, быстрота подключение к коммуникациям);
- Достаточность энергетических мощностей для проекта инвестора и его развития в дальнейшем;
- Близость источников сырья, природных ресурсов (если необходимо и имеет влияние на экономическую модель), их транспортная доступность;
- Качество инфраструктуры: инженерной, транспортной, IT, социальной и т.п.
Третий блок критериев модели выбора инвестором территории – блок «Партнёрская позиция администрации» (1 уровень). Этот блок в свою очередь состоит из следующих критериев выбора инвестором (2 уровень):
- Личная заинтересованность администрации в реализации инвест.проектов, наличие личного контакта с администраций, скорость решения вопросов администрацией;
- Опыт и репутация администрации по реализации инвестиционных проектов (опыт реализованных инвест.проектов);
- Удовлетворенность текущими отношениями с администрацией;
- Позиция вышестоящих властных структур и партнёрство с ними и т.п.
Дополнительными критериями выбора инвестора территории для своего проекта могут быть:
- Степень создания инвест. проектом дополнительных конкурентных преимуществ для бизнес-проекта;
- Внутренний платежеспособный спрос на территории на продукцию инвест.проекта;
- Возможность применения на территории технологических инноваций и другие.
В свою очередь каждый критерий из перечисленных выше (2го уровня) модели выбора инвестором территории состоит из показателей реализации данного критерия на территории (3 уровень) и конкретных действий и практик администраций территории (4 уровень), которые ведут к тому, что инвестор примет решение по данному критерию положительно.
Например, первый критерий выбора инвестором «Понятные и предсказуемые «правила игры», степень безопасности …» (2 уровень) в первом блоке критериев «Базовые критерии: Безопасность, прибыль, репутация» (1 уровень) состоит в свою очередь из таких показателей реализации критерия на территории (3 уровень) как:
- Разработанная и реализующаяся стратегия развития территории (в т.ч. стратегия инвестиционного развития);
- Наличие инвестиционного меморандума, декларация «правил игры»;
- Доступная для инвестора нормативно-правовая база, понятный алгоритм работы с инвестором;
- Наличие на территории работающей коммуникации «бизнес-власть»;
- Наличие портала или отдельного раздела на сайте администрации для инвестора;
- Структура или функция по инвестиционному развитию территории в администрации (АИР или его функция у заместителя по инвестиционному развития или отдела в администрации);
- Независимая (объективная) работающая судебная система и т.п.
Ещё один пример показателей реализации критерия на территории администрации для критерия «Личная заинтересованность администрации в реализации инвест.проектов…» (блок «Партнёрская позиция администрации»):
- Проводимые администрацией результативные мероприятия по снижению административных барьеров;
- «Одно окно», один ответственный от администрации за взаимоотношения с инвестором и реализацию инвест. проекта;
- Клиенто-ориентированный подход администрации к инвесторам;
- Отсутствие излишних налоговых проверок действующего на территории бизнеса;
- Мотивация сотрудников администрации на результат по реализации инвест.проектов;
- Обмен опытом администрации с другими муниципалитетами, практики обмена опытом между муниципалитетами на уровне региона;
- Наличие таких форматов по коммуникации с инвесторами как «Час инвестора» и т.п.;
- Реальные результаты работы Совета под руководством главы администрации по предпринимательству, инвестиционному развитию и т.п.
Самое практичное в инструментальной модели «Инвестиционного выбора территории» инвестором – это набор конкретных практик и действий администрации по повышению инвест.привлекательности территории (4 уровень). Эти действия и практики есть для каждого критерия выбора инвестора. Например, хорошими практиками являются:
- Создание и постоянная актуализация инвестиционного паспорта района, его подача на сайте в формате инфографики (кейс: Сургутский район Тюменской обл.: http://www.admsr.ru/invest/investpass/ );
- Практика проведения проектных сессий с главами МО в регионе по выработки и корректировке плана и обмену лучшими практиками по привлечению инвесторов (кейс: Республика Тува);
- Разработка стратегии развития туристических услуг в регионе и его муниципальных образованиях на проектных сессиях;
- Разработка бренд-бука и фирменного стиля МО и приведение внешних коммуникаций в соответствие с ними (кейс: г.Сарапул, Удмуртская Республика);
- Наличие доступного канала оперативной связи с главой администрации в твиттере, через личный мобильный номер и т.п. (кейс: Суворовский район Тульской обл. https://twitter.com/sorokingv и www.suvorov.tulobl.ru );
- Сопровождение инвестиционных проектов: от идеи до работающего объекта в рамках услуги инвестиционного агентства (кейс: г. Череповец, Вологодская обл., http://ia-cher.ru/agency/service/ );
- Инвестиционные предложения на сайте МО (кейс: Сургутский район Тюменской обл.: http://http://www.admsr.ru/invest/offers/place.php?SID=2743 / );
- Расстановка приоритетов в секторах экономики по привлечению инвестиций (кейс «Инвестируй в Удмуртию» http://investudm.ru/);
- Подготовка и использование шаблонов для создания инвестиционных порталов муниципальных образований (кейс Приморско-Ахтарского района Краснодарского края test.apsheronskinvest.ru);
- Предложения первых лиц территории (региона или муниципального образования) по инвестиционным площадкам в социальных сетях (кейс ВРИО Постпреда, Зампред Правительства Удмуртской Республики https://www.facebook.com/khomich);
- Проведение региональных и межрегиональных форсайтов с актуальными вопросами для администраций муниципальных образований (кейсы форсайтов Ставрополького края, межрегионального форсайта Пермского края, Башкирской Республики и Удмуртской Республики, я лично принимал в них участие и работал в соответствующих группах на форсайтах).
Этот список можно продолжать, но как было сказано выше, в группах vk.com/pmgov и fb.com/groups/pmgov Вы можете посмотреть другие материалы и примеры по развитию инвест. привлекательности территорий или внести свой вклад в лучшие практики по её развитию.