Оборачиваемость товара: что это такое, формулы, коэффициенты, расчёт и анализ

Одним из важнейших показателей эффективности в торговле является товарооборот; с помощью специальной формулы легко рассчитать и продать самые выгодные позиции в ассортименте. С помощью этого критерия предприниматели могут определить, насколько эффективно они инвестируют в запасы. О продолжительности цикла от покупки до продажи можно судить на основе операций компании и того, насколько хорошо используются финансовые ресурсы, доступные компании.

Основные понятия

Запасы покрывают спрос и гарантируют предложение. Их размер и структура зависят от оборота конкретной компании. Чтобы соотношение между оборотом в торговле и запасом оставалось идеальным, необходимо проанализировать скорость продаж и объем резерва, их соотношение.

Чтобы ответить на вопрос, что такое оборачиваемость товаров, простыми словами, следует отметить, что это коэффициент, который показывает, сколько раз будет продана покупка за период или сколько дней потребуется на опустошение складских помещений. В расчетах учитываются средние значения.

Вести такой отчет вручную сложно, поэтому этот процесс можно и нужно автоматизировать. Подробнее >>

Для получения максимально объективной картины не рекомендуется брать большие поставки на заказ, т к они искажают реальную ситуацию, не проходя стадию хранения. Для характеристики остатков и поступлений организации розничной и оптовой торговли уменьшают торговый баланс. Предоставляет информацию о движении продукции, сколько и чего было куплено и продано.

Чтобы определить, как рассчитываются продажи продукции, потребуются три критерия:

  • Объем запасов за период.

  • Расчетный период. Он определяется владельцем бизнеса на основе осуществимости и технических характеристик продукта. Например, на скоропортящиеся продукты берется неделя, а на строительство — от 6 месяцев.

  • Оборот (продажи) за тот же период.

Для получения объективной оценки необходимо учитывать следующие рекомендации:

  • Сравнение проводится по одним и тем же ассортиментным группам.

  • Индикатор поможет оптимизировать деятельность только там, где есть склад.

  • Учет берется из зачисленных элементов, которые доступны.

  • Коэффициент рассчитывается в натуральном или денежном выражении, по закупочным ценам.

  • Полученные результаты наблюдают и анализируют в динамике.

Если продукция реализуется медленно, эффективность использования оборотных средств будет низкой, а при слишком высокой скорости потребитель может столкнуться с нехваткой нужного товара на складе. Поэтому стремиться к абсолютному минимуму не стоит.

Под «оборотом» и его коэффициентом понимают одно и то же. Оба понятия определяют, сколько раз остатки находились в операционном цикле с заданным периодом времени. Его можно рассчитать по отдельным товарам, группам, поставщикам, брендам, в рублях и килограммах за неделю или полгода.

Доходность бизнеса

Следует отметить, что коммерческая деятельность характеризуется группой расчетов. Все выражается во времени и днях. В дополнение к скорости движения запасов рассчитывают деловую активность:

  • капитал

  • ресурсы

  • кредиторская и дебиторская задолженность

  • инвестиции.

Все эти коэффициенты очень важны для предпринимателей, потому что они:

  1. Отрегулируйте скорость оборота, повлияйте на затраты.

  2. При коротком цикле размер брутто-параметра увеличивается на весь отчетный период.

  3. Они взаимосвязаны, поэтому ускорение на одном из этапов приводит к экономии времени и затрат на каждом уровне.

В конечном итоге рентабельность, доходность и финансовая привлекательность компании зависят от того, когда возвращаются вложенные средства и как быстро они приносят доход.

Актуальность для магазина

В цепочке участвуют позиции на полках продавца и на складе. Иногда в формулу товарооборота включают то, что уже оплачено, но не поставлено от поставщика. Анализируя полученные данные, можно предотвратить затоваривание торговых точек. Факторов, влияющих на стоимость на практике, намного больше, чем в теории. Наиболее важные из них:

  • эффективность менеджера по снабжению;

  • скорость складского документооборота;

  • оперативность доставки и выкладки продукции;

  • нормы запасов, установленные в организации.

Расчет упрощается специальными программами, предлагаемыми Cleverens. Подробнее >>

Зачем нужна формула

Без системного подхода и анализа результатов работы продуктивность деятельности значительно снижается. Используя метод расчета коэффициентов деловой активности, вы можете:

  • видит потребность в стимуле для увеличения продаж;

  • оптимизировать логистику;

  • сократить объем склада до объективного минимума;

  • отказаться от работы с неликвидными позициями в ассортименте.

Расчет показателей

Пример 1. По результатам инвентаризации в продуктовом магазине на начало месяца запас товаров составлял 250 000 руб., на конец — 280 000 руб. При этом доход составил 1 млн руб.

СЗав = 250+280/2 = 265 т.р.

OB = 1 000 000/265 000 = 3,77 — число показывает, сколько товаров было продано за месяц.

Чтобы рассчитать, сколько времени потребуется для полной продажи остатков, используйте один из следующих методов:

  • ОБ = СЗав * количество дней / ОП (ОБ = 265 000 х 30 / 1 000 000 = 7,95 (дней).

  • ОБ = Количество дней / коэффициент (ОБ = 30 / 3,77 = 7,95 (дней).

Полученный результат говорит о том, что без пополнения запасов организация проработает 8 дней, при этом полностью продав свой запас запасов.

Вместе с рассматриваемым показателем используется критерий уровня товарных долей. Он показывает, сколько дней работы хватит, чтобы продать одну продуктовую нишу.

Пример 2: На 30 июня осталось 150 упаковок детского питания. За месяц было продано 350 единиц.

150 х 30/350 = 12,8 (дней) — число указывает на то, что баланса хватит на 12 дней, после чего их нужно будет пополнить.

Эффективность показателя для практического использования повышается, если его рассматривать вместе с «отказом» — величиной, связанной с продажей наименования с 1 кв.м торговой площади. Особенно важно это учитывать при исключении той или иной линейки из номенклатуры магазина.

Коэффициент оборачиваемости товаров: расчет

В зарубежной практике он именуется оборачиваемостью запасов и показывает, сколько раз в течение периода существующие запасы были проданы и обновлены. Помимо денежно-количественной характеристики деятельности, он указывает, насколько эффективно осуществляется управление в сфере снабжения, логистики и нормирования товарных запасов, определяет качественные характеристики управления и выявляет избыточные запасы.

Его особенность в том, что он помогает регулировать прибыль в каждом операционном цикле. Он рассчитывается как отношение к среднему объему акций:

  • стоимость проданных товаров;

  • выручка от продаж.

Первый метод используется реже, так как искажает результат в зависимости от принятых на предприятии принципов бухгалтерского учета.

ОМ = ОП/СЗ, где ОМ — товарооборот, а ОП — объем продаж. СЗ — запасы, которые можно определить по среднему арифметическому дней в периоде: СЗ = СЗ 1/2+ СЗ 2+ СЗ 3+… СЗ Н/2.

Как рассчитать оборачиваемость товара за месяц

Для осуществления тактического оперативного управления удобно сравнивать динамику ежемесячных расчетов. Выводится двумя способами.

Пример 3. Остаток на счете на 1 день составил 150 000 руб., на 30 число — 210 000 руб., при этом месячный оборот составил 750 000 руб.

СЗ = 150 шт. + 210 т.р. /2 = 180 т.р

К ок = 750 т.р./180 = 4,17

  • Дни акушерства = 180 х 30 дней / 750 = 7,2

  • День АБ = 30 дней / 4,17 = 7,2

С программным обеспечением от Cleverens вам не нужно ничего считать самостоятельно. Самое главное — понять экономическую значимость этих категорий и их важность для прибыльной торговли. Необходимо заполнить данные, четко вписать поступления и отгрузки. Подробнее >>

Как посчитать оборачиваемость товара в днях

Для того чтобы сделать применение на практике более практичным и максимально полезным, значение рассчитывается на определенное время. Таким образом, вы можете решить, на сколько дней работы хватит купленного товара, когда нужно пополнить склад и как часто повторяется цикл «заказ/оплата/доставка/хранение/продажа».

Как посчитать коэффициент оборачиваемости товара на складе за месяц: его норма

экономика такая наука, что после понимания методологии получения данных важно установить стандарты. Они необходимы, чтобы понять, хороший ли у вас результат или нужно принимать срочные меры для изменения ситуации. Ведь найти «золотую середину» непросто. Собственник заинтересован в коротком цикле «товар/деньги», в отсутствии излишков, а покупатель при высокой оборачиваемости может столкнуться с дефицитом, не успев закупить необходимые товары.

Не существует значения, которое можно было бы принять за идеальный эталон. Это связано с тем, что на показания влияет большое количество субъективных и специфических факторов, начиная от срока годности и заканчивая квалификацией поставщиков. Торговля происходит по-разному в крупных мегаполисах и отдаленных деревнях. При анализе полученной информации необходимо ориентироваться не на стандарты, а на динамику, при этом сравнивая одни и те же ассортиментные группы между собой.

Анализ оборачиваемости товаров

Помимо времени на операционный цикл, аналитики всегда в курсе рентабельности, поэтому продуктивно структурируют весь перечень продуктов по степени важности для компании. Данная классификация позволяет объективно оценить ассортимент по двум критериям: оборачиваемости (А) и маржинальности (В).

Условно продукты можно разделить на каждое направление.

Автор А:

  1. Значительный, на который приходится основная часть продаж и прибыли.

  2. Середина.

  3. Проблемный. Специфика третьей категории в том, что сюда приходят не только «чужаки», от них нельзя сразу отказать. Скорее всего, здесь есть новинки, базовые модели, которые продаются по цене покупки, но привлекают трафик от покупателей.

Автор Б:

  1. Стабильные объемы.

  2. Небольшие отклонения спроса в районе до 25%.

  3. Непредсказуемый оборот.

Целью ранжирования является выявление группы и выбор индивидуального подхода к определению норм и балансов. Его можно анализировать по двум основаниям: динамике и сравнению. Исходя из этого, применяют следующие виды анализа:

  • Динамический — рассчитывается последовательно за равные периоды. Оценивается изменение достигнутого результата, принимаются соответствующие решения.

  • Сравнительный — используется для оценки похожих категорий продуктов разных брендов, таких как печенье или сок.

Что нам дает аналитика

Нельзя быть поверхностным в расчетах коммерческой деятельности. Их цель состоит не только в том, чтобы выделить те группы, которые наиболее быстро реализуются и возвращают деньги в оборот. С помощью этих коэффициентов менеджеры смогут:

  • выбрать оптимальный размер закупочной партии;

  • подготовить график доставки для каждой позиции;

  • график отгрузок;

  • организовать складской рабочий процесс.

Единственное условие — работать не со статической информацией, а с постоянным сравнением «до/после» и выполнять проверки по одним и тем же категориям в номенклатуре. Например, если за год показатели упали на 70%, это означает, что спрос на товар увеличился и необходимо увеличить объем закупок. А для лотов с высокой оборачиваемостью цена может быть занижена, а значит, прибыльность будет отставать. Это сигнал к пересмотру ценовой политики.

Практическое использование расчета

Это соотношение особенно значимо в сегменте B2B и крупных розничных сетях. Многие дилеры устанавливают полную норму оборота, которая не должна превышать трех месяцев. Это связано с тем, что в этот период:

  • продукт становится узнаваемым;

  • цена оптимизирована;

  • качество соответствует ожиданиям клиентов;

  • правильно разработана маркетинговая концепция;

  • претензии и долги не растут;

  • отсрочка платежа погашается вовремя, кредитный лимит используется рационально.

Для расчета размера запасов одного показателя оборачиваемости недостаточно. Для разработки концепции используется анализ по двум критериям, о которых говорилось выше.

Однако средний запас зависит от скорости оборота. Рассмотрим возможные комбинации:

  • Низкий Коб и значительный уровень запасов на складе с большой долей вероятности указывают на затоваривание.

  • Быстрый оборот при небольших остатках может постоянно приводить к убытку по той или иной позиции.

  • Низкий Коб и минимальные запасы могут указывать на стабильную торговлю конкретным товаром, например коллекционным чаем или вином.

  • Если скорость высокая и компания может позволить себе много инвестировать в запасы, спрос будет удовлетворен без проблем и полки магазинов не будут пустовать.

Матрица оборачиваемости запасов

Показывает, как скорректировать ассортимент для получения максимальной прибыли. На диаграмме показана маркетинговая тактика на основе двух показателей: коэффициента деловой активности и торговой наценки.

Программа складского учета

Внедрение автоматизации учета информации о движении запасов решит проблему расчета оборачиваемости товаров и позволит использовать не только оцениваемые критерии эффективности. Программное обеспечение от компании «Клеверенс» предоставляет встроенные отчеты об остатках, их движении и доходности.

Количество просмотров: 131418

авторомadmin