Практики

Формирование доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов

1646

Категория: Моногорода

Теги: Татарстан, Тюлячинский район, Новоалтайск, Алтайский край, Северск, Томская область, Судогодский район, Владимирская область, Череповец, Вологодская область, Чурапчинский район , Республики Саха , Якутия

Поделиться в социальных сетях

Описание

СУТЬ ПРАКТИКИ

Создание промышленного производства требует привлечения значительного объема инвестиций, в том числе для получения прав на земельный участок, его подготовки, подключения необходимой инженерно-технической инфраструктуры, что заметно увеличивает срок реализации инвестиционного проекта и его выхода на самоокупаемость.

Для сокращения временных и финансовых затрат на начальном этапе создания производственного комплекса и привлечения за счет этого инвесторов на территорию муниципального образования могут создаваться различные объекты поддержки инвестиционной и инновационной деятельности, в числе которых промышленные парки, технопарки, бизнес-инкубаторы, инвестиционные площадки, территории кластерного развития. 

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Тюлячинский район Республики Татарстан

Тюлячинский.jpg

В 2012 году в Тюлячинском районе Республики Татарстан, основу экономики которого составляет аграрный сектор, были разработаны концепция и бизнес-план развития  промышленного парка «Тюлячи».

При разработке концепции и бизнес-плана парка в основу был заложен не отраслевой принцип, а выбор исходного материала, из которого будет производиться продукция для различных отраслей экономики. В результате в основу специализации положено использование полимерных материалов, которые обладают потенциалом возможностей для развития производств конечной продукции пятого-шестого переделов нефти.

На конкурсной основе была определена управляющая компания, которая выполняет функции администрации парка и управляет его развитием, привлекает резидентов, готовит проекты для реализации на территории парка, решает вопросы резидентов по принципу «одного окна».

Под развитие парка управляющей компании было передано в долгосрочную аренду 33 га земли, которая была переведена в категорию земель промышленности. Проведены межевые работы, определены земельные участки для резидентов первой очереди.

Чтобы привлечь резидентов, земли под промышленным парком решением администрации муниципального образования освобождены от арендной платы. Решающим фактором для привлечения резидентов является подготовленная площадка: производственная инфраструктура с инженерными коммуникациями. Администрация Тюлячинского района участвует в привлечении государственного финансирования на развитие инфраструктуры парка.

В настоящее время уже реализуются проекты с участием инвесторов Республики Татарстан, а также из Самарской, Астраханской областей, Турции, Германии («Agroconsult Weis», «Derux» и Дармштадтский технический университет).

С 11 резидентами заключены соглашения. Два резидента запустили производство (ООО «Кряж» – по переработке изношенных шин, ООО «Тюлячинские стальные профили» – по производству кровельных материалов). Два резидента завершили строительство производственных корпусов и ведут пуско-наладочные работы (ООО «Фимако», ООО «Авангард Строй»). ООО «Система групп» готовится запустить производство композитных материалов.

На середину 2014 года площадь помещений промышленного парка достигла 4,3 тыс. кв. м. Создано 61 рабочее место. Управляющая компания завершает строительство двух производственных корпусов общей площадью 2,6 тыс. кв. м для последующей сдачи в аренду резидентам.

До конца 2014 года на территории парка планируется запустить четыре производственные линии, создать 75 рабочих мест, довести объемы производства до 200 млн. руб.

В развитие проектов вложено около 250 млн. руб. частных инвестиций. В конце 2013 года из республиканского бюджета выделено 26 млн. руб. на строительство сетей электропередач ВЛ-10 и дорог внутри парка.

С целью финансовой поддержки резидентов на период строительства, а также обеспечения текущей деятельности проведены переговоры и достигнуты договоренности с федеральными и республиканскими банками (Ак Барс банк, Сбербанк, Промсвязьбанк и др.).

На данный момент в рамках проекта по созданию промышленного парка «Тюлячи» удалось решить следующие задачи:

  • обеспечение предпринимателей земельными участками для размещения производства с готовой производственной и инженерной инфраструктурой;
  • обеспечение взаимодействия с институтами развития и поддержки предпринимательства (министерства и ведомства Республики Татарстан, Агентство инвестиционного развития, Инвестиционно-венчурный фонд, Центр поддержки предпринимательства, банки и др.);
  • обеспечение бесплатного (льготного) подключения к сетям электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
  • обеспечение оформления необходимой разрешительной и иной документации по принципу «одного окна»;
  • минимизация проверок и взаимодействия с проверяющими органами;
  • вопросы обеспечения резидентов социальной инфраструктурой (жилье, образовательные учреждения, спортивные объекты, объекты досуга и др.).

Город Новоалтайск Алтайского края

новоалтайск.jpg

Особенностью города Новоалтайска, является высокая степень зависимости его экономики от деятельности градообразующего предприятия ОАО «Алтайвагон».

С последствиями зависимости от градообразующей организации жители города впервые столкнулись в начале 2009 года, когда из-за проблем со сбытом ОАО «Алтайвагон» практически простаивало: выпуск продукции составил 33% к уровню 2008 года. Так как удельный вес предприятия в общем объеме промышленной продукции города на тот момент превышал 80%, подобное падение производства сказалось на уровне занятости населения и поступлении платежей в муниципальный бюджет.

В целях диверсификации монопрофильной отраслевой структуры города было принято решение о создании и развитии индустриального парка «Новоалтайск Южный».

Индустриальный парк представляет собой сосредоточение на одной площадке нескольких крупных производств и мелких сопутствующих предприятий, обеспеченных всей необходимой инфраструктурой. Транспортно-логистический потенциал индустриального парка определяется его удобным положением на пересечении шести железно- и четырех автодорожных направлений. Проект разработан в рамках комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Новоалтайска и реализуется администрацией города при поддержке администрации Алтайского края.

Для запуска и развития проекта были реализованы следующие мероприятия:

1) принято постановление администрации города Новоалтайска от 22 августа 2012 года № 1728 «О создании индустриального парка “Новоалтайск Южный”», согласно которому установлены границы индустриального парка на территории города;

2) создана управляющая компания ОАО «Управляющая компания “Индустриальный парк”» для проектирования, строительства и управления объектами инфраструктуры индустриального парка;

3) подписаны соглашения с первыми резидентами индустриального парка (им предоставлены земельные участки);

4) осуществлено строительство электрической подстанции ПС-110/10 2*25 МВА и КЛ 10 кВ для энергоснабжения индустриального парка;

5)  выполнены мероприятия по строительству новых тепловых сетей (1,2 км) и реконструкции ветхих тепловых сетей теплоснабжения (3,6 км) и комплекс водозаборных сооружений.

Поддержка резидентов осуществляется в следующих формах:

пр6.jpg

  • предоставление грантов для реализации проектов субъектами малого и среднего предпринимательства;
  • субсидирование лизинговых платежей на покупку основных средств;
  • гарантии по кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства, направленным на приобретение основных средств;
  • субсидирование процентной ставки по кредитам резидентам площадки;
  • предоставление льгот по налогу на прибыль;
  • предоставление льгот по налогу на имущество.

В настоящее время определены три «якорных» резидента: ООО «Розница–1», ООО «Прайд–А», ООО «Биофарматор», а также другие потенциальные резиденты индустриального парка. Появились новые инвесторы с проектами по производству льняного масла и бытовых котлов.

В настоящее время на территории индустриального парка только при реализации одного инвестиционного проекта создано четыре сопутствующих предприятия малого и среднего бизнеса (2041 новое рабочее место), увеличиваются налоговые поступления в бюджет.

Полная реализация инвестиционного проекта «Индустриальный парк “Новоалтайск Южный”» позволит:

  • инвестировать в экономику города более 16 млрд. руб.;
  • увеличить налоговые поступления в бюджет городского округа;
  • осуществить диверсификацию существующего производства, снизить зависимость доходов муниципального бюджета от градообразующего предприятия;
  • создать не менее трех тысяч новых постоянных рабочих мест со стабильным гарантированным доходом не менее средней заработной платы по Алтайскому краю.

ЗАТО «Северск» Томской области

северск.jpg

Учитывая имеющийся в муниципальном образовании потенциал в научно-технической сфере, а также наличие потребностей в привлечении частных инвесторов, администрация ЗАТО «Северск» уделяет особое внимание развитию инновационной деятельности и реализации инновационных проектов.

Одним из направлений развития инновационной деятельности в ЗАТО стало создание на базе муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, городского бизнес-инкубатора и технопарковой зоны.

Создание бизнес-инкубатора инновационной направленности в городе Северске началось в 2006 году после победы заявки администрации Томской области в конкурсе Министерства экономического развития Российской Федерации на получение субсидии для его реализации. Под инкубатор было отдано здание бывшего ДОСААФ, требовавшее капитального ремонта, проведенного на средства субсидии.

В бизнес-инкубаторе резиденты арендуют офисные помещения по льготной ставке аренды. Кроме того, им предоставляются следующие услуги:

  • коворкинг-центра и конференц-зала;
  • консультационные услуги по правовым вопросам развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации;
  • услуги централизованной бухгалтерии;
  • маркетинговые и рекламные услуги и др.

В 2009 году в инициативном порядке при поддержке администрации и Думы ЗАТО «Северск» из объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, начала формироваться технопарковая зона, состоящая из восточной, западной и северной площадок. Резидентам технопарковой зоны предоставляются льготные ставки арендной платы, оказывается содействие в развитии инженерных сетей.

В настоящее время общая площадь объектов, входящих в технопарковую зону, превышает 11 тыс. кв. м, на которой размещается 20 промышленных предприятий, осуществляющих деятельность в сфере производства мебели, кабельной продукции и др.

С более подробной информацией о созданной в муниципальном образовании инфраструктуре для размещения производственных и иных объектов инвесторов можно ознакомиться на интернет-сайте НП «Агентство развития предпринимательства – Северск» (http://arp-seversk.ru/).

Судогодский район Владимирской области

 Судогодский-район-Владимирской-области.jpg

Муниципальное бюджетное учреждение Судогодского района «Бизнес-инкубатор» (далее – Бизнес-инкубатор) было создано в 2010 году.

Учредителем является Комитет по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации муниципального образования «Судогодский район», который осуществляет контроль за деятельностью учреждения.

Бизнес-инкубатор создан с целью поддержки малого и среднего предпринимательства. Его главная задача – создание исходных условий для начинающих предпринимателей во время трудных первых лет работы от формирования модели бизнеса до выхода на рынок.

Деятельность Бизнес-инкубатора финансируется из средств муниципального бюджета с софинансированием из бюджета Владимирской области (по линии областной программы развития малого и среднего предпринимательства).

На территории Судогодского района расположены шесть сельских поселений и одно городское поселение. После анализа структуры потенциальных резидентов Бизнес-инкубатора (большинство резидентов из сельских поселений арендуют площади или имеют в собственности по месту осуществления деятельности) была выбрана модель работы Бизнес-инкубатора по принципу сервисного центра.

Помещения Бизнес-инкубатора не сдаются в аренду. На существующей площадке Бизнес-инкубатора площадью 274 кв. м функционируют:

  • офис Бизнес-инкубатора, где установлено компьютерное оборудование, обеспечивающее доступ к информационным и консультативным системам (в частности, Консультант, 1С бухгалтерия) с доступом к сети Интернет;
  • конференц-зал на 80 мест и переговорная комната на 20 мест.

На базе Бизнес-инкубатора проводятся семинары, тренинги, курсы повышения квалификации.

За три года деятельности резидентами Бизнес-инкубатора стали 62 субъекта малого и среднего предпринимательства. Важнейшим результатом деятельности Бизнес-инкубатора стала положительная динамика показателей развития малого и среднего предпринимательства, а также снижение уровня безработицы в районе за период с 2010 по 2013 год:

  • рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства с 303,2 до 328,5 ед. в расчете на 10 тыс. человек населения;
  • рост объема поступлений ЕНВД на 22%;
  • снижение численности безработных на 41%;
  • снижение уровня безработицы с 5,3% до 2,2%.

Город Череповец Вологодской области

Город-Череповец-Вологодской-области.jpg

В городе Череповце сформирован и на постоянной основе актуализируется перечень инвестиционных площадок промышленного, социального и рекреационного назначения. Перечень площадок представлен на интернет-портале оператора инвестиционного процесса города «Инвестиционное агентство “Череповец”» в виде интерактивной инвестиционной карты (http://ia-cher.ru/investor/investment-map/).

Для каждой инвестиционной площадки, включенной в перечень, городские власти разрабатывают инвестиционно-маркетинговые концепции, предусматривающие их инфраструктурное, промышленное, экономическое, культурное и социальное развитие. Алгоритм разработки инвестиционно-маркетинговых концепций развития инвестиционных площадок включает в себя следующие стадии:

1) проработка градостроительных планов земельных участков, входящих в инвестиционную площадку, при необходимости с привлечением внешних экспертов;

2) проработка технических условий по инженерной инфраструктуре инвестиционной площадки;

3) аналитический маркетинговый анализ территории;

4) формирование плана мероприятий по освоению инвестиционной площадки с определением стоимости, сроков, источников финансирования, показателей коммерческого и бюджетного эффекта и других характеристик;

5) подготовка наглядной карты (схемы) освоения инвестиционной площадки;

6) составление инвестиционного паспорта площадки;

7) адресная работа с потенциальными инвесторами;

8) привлечение финансовых средств, в том числе за счет участия в государственных программах;

9) комплексное сопровождение инвесторов в режиме «одного окна» на базе АНО «Инвестиционное агентство “Череповец”».

В настоящее время приоритетными концепциями являются:

1) туристско-рекреационный кластер «Центральная городская набережная», включающий реализацию 11 инвестиционных проектов частных инвесторов общим объемом инвестиций 893 млн. руб.;

2) Концепция развития промышленных территорий города, включающая две площадки (индустриальный парк «Череповец» и «Территории южного въезда в город»), на которых заявлено пять инвестиционных проектов частных инвесторов общим объемом инвестиций 3220 млн. руб.

Помимо привлечения частных инвестиций ведется работа по привлечению государственного финансирования. Так, туристско-рекреационный кластер «Центральная городская набережная» включен в состав мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011–2018 годы».

Для обеспечения процесса выделения инвестиционных площадок и разработки соответствующих инвестиционно-маркетинговых стратегий городские власти разработали и утвердили следующие документы:

1) Правила землепользования и застройки города Череповца (утверждены решением Череповецкой городской думы от 29 июня 2010 года №132), которые определяют формализованную процедуру актуализации и внесения изменений в документы территориального планирования и правила землепользования и застройки, объекты и субъекты градостроительной деятельности, права и обязанности лиц, осуществляющих землепользование и застройку, генеральный план города, порядок предоставления физическим и юридическим лицам земельных участков, сформированных из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставление земельных участков для жилищного строительства и прочее;

2) Положение о рабочей группе по реализации инвестиционных проектов на территории муниципального образования «Город Череповец» (утверждено постановлением мэрии города Череповца от 26 февраля 2013 года № 815), которое определяет статус, списочный состав, функции и порядок работы рабочей группы по реализации инвестиционных проектов на территории города, выполняющей функции экспертного сопровождения при подготовке к реализации инвестиционных проектов;

3) Положение о рабочей группе по реализации отдельных инвестиционных проектов (к примеру, Положение о рабочей группе по реализации инвестиционного проекта города Череповца «Туристско-рекреационный кластер “Центральная городская набережная”», утвержденное постановлением мэрии от 18 августа 2014 года № 4443;

4) Стандарт сопровождения инвестиционных проектов и методика отбора приоритетных инвестиционных проектов на территории муниципального образования «Город Череповец» (утвержден постановлением мэрии города от 26 февраля 2013 года № 815 с изменением от 27 марта 2014 года №1746) определяет содержание, сроки и порядок работ субъектов инвестиционной деятельности при подготовке к реализации инвестиционных проектов на территории города, а также механизм отбора инвестиционных проектов, претендующих на статус приоритетного инвестиционного проекта города Череповца.

Чурапчинский район Республики Саха (Якутия)

 Чурапчинский-район-Республики-Саха-(Якутия).jpg


В связи с необходимостью создания и обеспечения благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования в муниципальном образовании «Чурапчинский улус (район)» в районе аэропорта села Чурапча была создана территория кластерного развития товарного рынка и услуг. Была разработана и утверждена муниципальная программа «Территория кластерного развития товарного рынка и услуг в муниципальном образовании “Чурапчинский улус (район)”».

Целью развития территории кластерного развития является создание условий для эффективного взаимодействия предприятий, обеспечивающих развитие малого и среднего предпринимательства и повышающих конкурентоспособность района путем развития товарного рынка сельхозпродукции местного производства, услуг автосервиса, кафе и ресторанов, гостиничного бизнеса, ритуальных услуг, оптово-розничной базы, производства строительных материалов.

Преимуществом территории кластерного развития является выгодное географическое расположение. Она расположена вдоль федеральной трассы «Колыма», которая обеспечивает связь с 14 районами Республики Саха (Якутия).

В настоящее время на территории кластерного развития выделено более 40 земельных участков, из них на производственную мощность вышли 13 резидентов, на стадии реализации находится девять проектов. В соответствии с утвержденным генеральным планом к территории кластерного развития подведена электрическая сеть. На территории кластерного развития имеется ряд объектов капитального строительства.

По данным на середину 2014 года, участниками реализовано продукции сельского хозяйства, товаров местного производства на сумму 71,3 млн. руб., реализовано работ и услуг на сумму 223,8 млн. руб.

В дальнейшем в программу развития территории кластерного развития предполагается включение мероприятий по формированию жилищной, транспортной, энергетической инфраструктуры. Ключевым мероприятием в рамках реализации данной задачи является строительство автомобильной дороги с устройством освещения. Предусмотрено строительство подъездных дорог к основным объектам инфраструктуры и обеспечение связки ключевых организаций территории кластерного развития. Для эффективного развития территории кластерного развития также планируется модернизация и реконструкция систем энергоснабжения.

За время реализации данного проекта создано 124 рабочих места.

В результате реализации намеченного инвестиционного проекта:

  • будут обеспечены в полном объеме возрастающие потребности жилого квартала и компаний, работающих на территории кластерного развития в энерго- и теплоснабжении, а также потребности в мощностях водоснабжения;
  • предприятия будут обеспечены надлежащей транспортной инфраструктурой для развития производств;
  • повысится привлекательность территорий проживания и закрепления высококвалифицированных специалистов за счет строительства новых современных жилых кварталов.

РЕКОМЕНДАЦИИ АГЕНТСТВА ПО ИТОГАМ АНАЛИЗА ПРАКТИК

По итогам проведенного анализа опыта муниципальных образований Агентство рекомендует практику «Наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов (промышленных парков, технологических парков, бизнес-инкубаторов, инвестиционных площадок, территорий кластерного развития)» для внедрения на муниципальном уровне.

Практика может внедряться во всех типах муниципальных образований.

Для ее внедрения на муниципальном уровне целесообразно:

1) рассмотреть возможность создания промышленных площадок, промышленных (индустриальных) парков и иных объектов инфраструктуры на базе неиспользуемых объектов промышленного назначения, находящихся в муниципальной собственности;

2) принимать участие в проектах по созданию и развитию инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов, инициированных на уровне субъекта Российской Федерации в рамках реализации целевых программ (включая региональные целевые программы по развитию малого и среднего предпринимательства и региональные целевые программы по содействию инновационной деятельности);

3) проводить работу по поиску потенциальных резидентов для инфраструктурных объектов, предназначенных для размещения производственных и иных объектов инвесторов;

4) для всех объектов инфраструктуры, предназначенных для размещения производственных и иных объектов инвесторов и созданных при поддержке органов местного самоуправления, разработать и утвердить критерии и порядок отбора и размещения резидентов, порядок предоставления резидентам поддержки, а также порядок ротации резидентов;

5) разработать систему льгот для резидентов инфраструктурных объектов, в том числе:

  •  льготы по арендным ставкам;
  • налоговые льготы;

6)     обеспечить публикацию информации о существующих объектах инфраструктуры в местных печатных СМИ, а также ее размещение на официальном интернет-ресурсе об инвестиционной деятельности в муниципальном образовании (на отдельном специализированном интернет-портале либо интернет-странице на официальном интернет-сайте администрации муниципального образования, либо интернет-странице на интернет-портале об инвестиционной деятельности субъекта Российской Федерации).