+7 (495) 660-21-11

Формирование обоснованных эффективных ставок земельного налога и арендной платы за земельные участки для приоритетных категорий плательщиков

771

Категория: Моногорода

Теги: Татарстан, Миасс, Челябинская область, Тюлячинский район

Поделиться в социальных сетях

Описание

СУТЬ ПРАКТИКИ

Для повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования и привлечения инвесторов для реализации новых инвестиционных проектов целесообразно сформировать такие ставки земельного налога и арендной платы за земельные участки и систему льгот, которые бы способствовали облегчению реализации инвестиционных проектов на территории муниципального образования.

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Миасский городской округ Челябинской области

Миасский-городской-округ-Челябинской-области.jpg 

В Миасском городском округе был проведен анализ результатов работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. По результатам анализа было выявлено неравномерное, порой необоснованное, увеличение стоимости земельных участков, что привело к росту арендной платы.

Исходя из этого, было принято решение о внедрении в Миасском городском округе практики расчета арендной платы за землю с помощью коэффициентов, учитывающих вид деятельности, категорию арендатора и территориальное расположение арендованного земельного участка. Для внедрения практики администрацией округа проводится ряд мероприятий.

1. В соответствии с распоряжением администрации Миасского городского округа 9 ноября 2011 года № 215-р была создана рабочая группа по разработке предложений о внесении изменений в решение Собрания депутатов Миасского городского округа от 24 декабря 2010 года № 14 «Об арендной плате за землю на территории Миасского городского округа» в части установления коэффициентов.

2. Вышеуказанной рабочей группой проведен анализ действующих размеров арендной платы за земельные участки и размеров арендной платы, рассчитанных, исходя из новой кадастровой стоимости, а также получения экономического и финансового эффекта от применения действующих коэффициентов.

3. Подготовлены предложения о внесении изменений в действующее решение Собрания депутатов по коэффициентам, учитывающим вид деятельности, категорию арендатора и территориальное расположение арендованного земельного участка. Предложения прошли общественную экспертизу. Представители бизнес-сообщества внесли свои предложения, после чего решение Собрания депутатов было принято (решение Собрания депутатов МГО от 25 ноября 2011 года № 9 «О внесении изменений в Решение Собрания депутатов Миасского городского округа от 24 декабря 2010 года № 14 «Об арендной плате за землю на территории Миасского городского округа»).

Рабочая группа была создана 9 ноября 2011 года, а решение о внесении изменений в решение Собрания депутатов в части установления коэффициентов было принято 25 ноября 2011 года. Таким образом, практика была внедрена за 16 дней.

Внедрение практики не требовало увеличения штатной численности сотрудников, финансирование мероприятий по внедрению практики не требовалось (кроме текущих затрат на персонал).

Изменения коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы, направлены на недопущение значительного роста арендной платы за землю, что позволило снизить «нагрузку» на арендаторов – субъектов малого и среднего предпринимательства. Применение коэффициентов позволяет сбалансировать равномерное изменение арендных платежей в зависимости от территориального расположения арендованного земельного участка.

В результате принятия решения о применении коэффициентов, учитывающих вид деятельности и территориальное расположение арендованного земельного участка, число земельных участков, предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, постоянно растет:

  • 746,5 га было предоставлено 472 субъектам малого и среднего предпринимательства в 2011 году;
  • 1031,4 га было предоставлено 584 субъектам малого и среднего предпринимательства в 2012 году;
  • 1136,4 га было предоставлено 680 субъектам малого и среднего предпринимательства в 2013 году.

Тюлячинский район Республики Татарстан

Тюлячинский.jpg

Исполнительным комитетом Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан подготовлено предложение в Совет Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан об освобождении от платы за аренду земельных участков следующих категорий юридических лиц:

  • юридических лиц, осуществляющих свою производственную деятельность на территории промышленного парка «Тюлячи»;
  • юридических лиц, осуществляющих работы по строительству сооружений, объектов для производства продукции на территории промышленного парка «Тюлячи».

Решением Совета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан от 20 февраля 2014 года № 192 утверждены предложения, внесенные Исполнительным комитетом об освобождении от платы за аренду за земельные участки на четыре года.

Данное решение опубликовано на портале муниципальных образований Республики Татарстан в сети Интернет (официальном ннтернет-сайте Тюлячинского муниципального района – http://tulachi.tatarstan.ru/).

Практика была внедрена примерно в течение одного месяца. Для внедрения практики трудовые и финансовые ресурсы на муниципальном уровне не потребовались, однако при ее внедрении требуется отдельный анализ объема выпадающих доходов из бюджета от арендной платы за землю.

В результате от арендной платы освобождены арендаторы 33,5 га – всей площади промышленного парка «Тюлячи». Это обусловило более высокий интерес инвесторов к размещению производства на территории промышленного парка. Управляющая компания промышленного парка в свою очередь ускорила развитие инфраструктуры промышленного парка. Более подробно практика Тюлячинского района по развитию промышленного парка рассмотрена в разделе 12 «Атласа муниципальных практик».

РЕКОМЕНДАЦИИ АГЕНТСТВА ПО ИТОГАМ АНАЛИЗА ПРАКТИК

По итогам проведенного анализа опыта муниципальных образований Агентство рекомендует практику «Формирование обоснованных эффективных ставок земельного налога и арендной платы за земельные участки для приоритетных категорий плательщиков» для внедрения на муниципальном уровне.

Практика может внедряться во всех типах муниципальных образований (в первую очередь, имеющих профицит местного бюджета).

Для ее внедрения на муниципальном уровне целесообразно:

1)  создать рабочую группу для разработки предложений по изменению ставок земельного налога и арендной платы за земельные участки для приоритетных категорий плательщиков;

2) провести анализ действующих размеров арендной платы за земельные участки и размеров арендной платы, а также получения экономического и финансового эффекта от применения корректирующих коэффициентов;

3) провести анализ влияния действующих размеров арендной платы за землю на территории муниципального образования (в части установления коэффициентов) с учетом изменения кадастровой стоимости земельных участков на инвестиционную и предпринимательскую активность;

4) разработать предложения и внести изменения в нормативные правовые акты муниципального образования в целях формирования эффективных ставок земельного налога и арендной платы за земельные участки;

5) проводить постоянный мониторинг влияния действующих размеров арендной платы за землю на территории муниципального образования. Данный мониторинг может являться основой для принятия решения об изменении коэффициентов в интересах развития субъектов малого и среднего предпринимательства и реализации инвестиционных проектов в муниципальном образовании.

Оставить комментарий

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться