Практики

Проведение мероприятий по сокращению сроков и финансовых затрат на прохождение разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства при реализации инвестиционных проектов на территории муниципальных образований

1079

Категория: Моногорода

Теги: Братск, Иркутская область, Лискинский район, Воронежская область , Ракитянский район, Белгородская область, Октябрьский район, Ростовская область , Орск, Оренбургская область

Поделиться в социальных сетях

Описание

СУТЬ ПРАКТИКИ

Целый ряд административных разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Длительные сроки прохождения таких процедур могут являться существенным барьером при запуске и реализации инвестиционного проекта.

На муниципальном уровне есть возможность установления и соблюдения сокращенных сроков прохождения разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства при реализации инвестиционных проектов, что позволяет сократить финансовые, трудовые и временные издержки инвесторов.

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

 Город Братск Иркутской области 

Город-Братск-Иркутской-области.jpg


Мероприятия по внедрению практики начались в рамках общей работы по улучшению инвестиционного климата, проводимой администрацией города Братска.

Был проведен анализ административных регламентов предоставления муниципальных услуг в сфере строительства, земельных отношений, охраны окружающей среды (сфер, касающихся реализации инвестиционных проектов), действующих на территории города Братска.

Были определены возможности по сокращению сроков предоставления муниципальных услуг инвесторам (посредством сокращения сроков проведения отдельных административных процедур «внутри» муниципальных услуг).

Предлагаемые изменения в части оказания муниципальных услуг были представлены на рассмотрение руководству города и в правовое управление администрации с обоснованием необходимости вносимых предложений (более ранний «старт» инвестиционных проектов, соответственно более раннее начало поступления налоговых и иных платежей по проектам в бюджет, общее улучшение инвестиционного климата).

На основе предложений было утверждено распоряжение администрации города Братска от 30 июля 2013 года № 260 «Об обеспечении контрольных сроков рассмотрения заявлений и обращений хозяйствующих субъектов, реализующих проекты на территории города Братска».

Данное распоряжение действовало около одного года и было признано утратившим силу в связи с изменением порядка сопровождения инвестиционных проектов, планируемых к реализации и реализуемых на территории муниципального образования города Братска (новый порядок утвержден постановлением администрации города Братска от 25 июня 2014 года № 1379). Вместо него было принято распоряжение администрации города Братска от 25 июня 2014 года № 205 «Об утверждении Перечня инвесторов, реализующих или планирующих к реализации на территории муниципального образования города Братска инвестиционные проекты» (в Приложении 2 указаны контрольные сроки рассмотрения заявлений и обращений хозяйствующих субъектов, реализующих проекты на территории города Братска).

В соответствии с распоряжением администрации города Братска от 25июня 2014 года № 205 для юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты на территории муниципального образования, установлены сокращенные по сравнению с административными регламентами контрольные сроки прохождения разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства (всего 25 услуг).

В среднем регламентные сроки по предоставлению разрешительной документации для инвесторов сокращены в 2,5 раза. По отдельным процедурам сроки были сокращены в 3 раза (с 30 до 10 дней).

К примеру:

  • предоставление в собственность, в аренду и безвозмездное срочное пользование земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, на территории города Братска – 15 рабочих дней со дня регистрации заявления (по административному регламенту – 30 календарных дней со дня регистрации заявления);
  • выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории города Братска – 10 рабочих дней со дня регистрации заявления (по административному регламенту – 30 календарных дней со дня регистрации заявления).

На разработку нормативной правовой базы потребовалось около одного месяца. При этом работа велась в рамках текущей деятельности администрации, не потребовав дополнительных затрат местного бюджета.

С внедрением практики процедуры выглядят следующим образом. При инициировании инвестиционного проекта его рассматривает инвестиционный совет при администрации города Братска. В случае если советом принимается решение о сопровождении проекта, инвестору предлагается заключить соглашение о сотрудничестве. После подписания соглашения о сотрудничестве хозяйствующий субъект – инициатор проекта вносится в Перечень инвесторов, утвержденный распоряжением администрации города Братска от 25 июня 2014 года № 205 «Об утверждении Перечня инвесторов, реализующих или планирующих к реализации на территории муниципального образования города Братска инвестиционные проекты».

Указанный Перечень является основанием для применения в отношении инвестора сокращенных сроков предоставления муниципальных услуг. Муниципальные услуги на территории города Братска предоставляются централизованно через Центр предоставления муниципальных услуг. Оператор Центра при подаче заявления на предоставление муниципальной услуги сверяется с Перечнем и проставляет для инвестора и исполнителей услуги (осуществляется через электронную систему документооборота) сокращенные сроки ее выполнения. Сроки для исполнителя являются контрольными.

На данный момент запущено три проекта с сокращенными сроками прохождения разрешительных процедур:

  • строительство металлургического завода;
  • строительство фармацевтического завода;
  • строительство торгово-развлекательного комплекса.

Лискинский район Воронежской области

Лискинский-район-Воронежской-области.jpg


Лискинским муниципальным районом была внедрена практика сокращения сроков предоставления земельных участков инвесторам.

Был определен критерий успешного внедрения практики – сокращение сроков предоставления земельных участков со 140 дней до 70–90 дней, регистрации договоров аренды по обращениям органов местного самоуправления – с 20 до 14 дней. К данной категории относятся договоры аренды земельных участков, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, а также договоры аренды муниципальных зданий, строений, сооружений и нежилых помещений.

До внедрения практики регистрация договоров аренды осуществлялась самостоятельно арендатором в соответствии с нормами действующего законодательства. Сроки предоставления земельных участков также определялись исходя из норм действующего законодательства.

Схема взаимодействия участников процесса была следующая:

1)   заявитель (физическое или юридическое лицо) обращается в администрацию Лискинского муниципального района с заявлением о заключении договора аренды земельного участка или нежилого помещения;

2)   администрация муниципального образования исполняет необходимые процедуры (по муниципальному контракту подрядная организация проводит межевание в течение 14 дней; постановка на кадастровый учет осуществляется в течение 7–10 дней на основании письма администрации района об ускорении указанной процедуры, независимая оценка земельного участка или нежилого помещения в соответствии с муниципальным контрактом проводится в течение 14 дней, процедура предоставления земельного участка или помещения (с торгов или без торгов), подготовка постановления о предоставлении или организация торгов, подготовка договора аренды);

3)   заявитель получает договор аренды для подписания и самостоятельно регистрирует его, обратившись в Управление Росреестра по Воронежской области.

С целью внедрения практики в Лискинском районе администрацией района был реализован ряд мероприятий.

1. Проанализировано действующее гражданское и земельное законодательство в части предоставления земельных участков, а также практика работы Управления Росреестра по Воронежской области на предмет наличия возможностей сокращения сроков выполнения регистрационных действий.

2. Отделом по управлению муниципальным имуществом разработан перечень мероприятий, направленных на внедрение практики, а также указаны контрольные сроки исполнения намеченных мероприятий.

3. С учетом складывающейся практики сокращены сроки по предоставлению недвижимости в аренду в администрации района, а также достигнута договоренность с Управлением Росреестра по Воронежской области по сокращению сроков регистрации договоров аренды по обращениям органов местного самоуправления с 20 до 14 дней.

Порядок предоставления земельных участков в аренду после внедрения практики выглядит следующим образом.

1. При обращении с заявлением в администрацию района инвестору разъясняются правила регистрации договоров аренды, с описанием возможностей, которые ему предоставляются в соответствии с внедренной практикой. Таким образом, инвестор заранее знает о возможностях сокращения временных и финансовых издержек.

2. В течение трех дней с момента поступления в администрацию района заявления от инвестора администрация района направляет в межевую организацию заявление о проведении межевых работ, которые проводятся в течение двух недель (по муниципальному контракту).

3. После проведения межевания документы направляются администрацией района на государственный кадастровый учет. В этот же день в адрес руководителя Управления Росреестра по Воронежской области направляется письмо от имени заместителя главы.

4. В течение трех-семи дней осуществляется постановка на кадастровый учет земельного участка.

5. Далее действия зависят от процедуры предоставления земельного участка. В течение 45–50 дней:

  • в случае если земельный участок предоставляется с предварительным согласованием места расположения объекта, подготавливается акт выбора;
  • в случае если земельный участок предоставляется с торгов, осуществляется оценка предложений и торги.

6. В течение трех-пяти дней подготавливается постановление и договор аренды, который подписывается инвестором.

7. Через 14 дней администрация получает зарегистрированный договор аренды и передает экземпляр арендатору в течение трех дней.

Работа по внедрению практики началась на основании решения администрации Лискинского муниципального района в целях улучшения инвестиционного климата в районе. Первые результаты внедрения были получены в 2010 году. Таким образом, практика была внедрена примерно в течение двух месяцев.

По итогам внедрения практики на основе установленных случаев, при которых не требуется ожидания полного срока предоставления недвижимости в аренду и ее регистрации на территории муниципального образования, сформирован упрощенный порядок прохождения процедур, связанных с обращениями в органы власти, сокращающий сроки процедур государственных (государственный кадастровый учет выбранного земельного участка), муниципальных (выбор земельного участка для строительства и предоставление земельного участка для строительства при наличии утвержденных материалов предварительного согласования места размещения объекта, организация торгов) и иных услуг (межевание и независимая оценка).

На сегодняшний день все арендаторы земельных участков и муниципальных нежилых помещений проходят административные процедуры в соответствии с упрощенным порядком.

пр4.jpg

Ракитянский район Белгородской области    

Ракитянский-район-Белгородской-области(1).jpg

В Ракитянском районе была проведена работа по оптимизации предоставления следующих муниципальных услуг и выполнения функций:

  • «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства» на территории муниципального района «Ракитянский район»;
  • «Подготовка и выдача разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию» на территории муниципального района «Ракитянский район»;
  • «Продажа (приватизация) муниципального имущества» на территории муниципального района «Ракитянский район»;
  • «Контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района «Ракитянский район»;
  • «Предоставление физическим и юридическим лицам земельных участков из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности для строительства индивидуального жилого дома в аренду или собственность за плату».

Для этого администрацией Ракитянского района был реализован ряд мероприятий.

1. Создана рабочая группа по оптимизации административных процедур, разработке и утверждению регламентов предоставления муниципальных услуг в Ракитянском районе. В состав рабочей группы вошли сотрудники администрации Ракитянского района уровня начальников управлений и начальников отделов.

2. Рабочей группой разработан перечень мероприятий, направленных на внедрение и применение регламентов в практической деятельности, а также предусмотрены формы контроля за исполнением административных регламентов.

3. Разработана система мер по оптимизации прохождения административных процедур.

На стадии разработки административных регламентов были учтены все требования законодательства, выработан системный подход к выполнению административных процедур, также были учтены особенности выполнения административных процедур в электронной форме.

Упрощенный порядок взаимодействия позволяет застройщику не представлять ряд документов.

1. Для получения разрешения на строительство отменена необходимость предоставления следующих документов:

  • правоустанавливающие документы на земельный участок;
  • градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
  • разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

2. Для получения разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию отменена необходимость предоставления следующих документов:

  • правоустанавливающие документы на земельный участок;
  • градостроительный план земельного участка или, в случае строительства, реконструкции линейного объекта, проект планировки территории и проект межевания территории;
  • разрешение на строительство;
  • заключение органа государственного строительного надзора (в случае если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, заключение Государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Деятельность по разработке и внедрению административных регламентов проводилась в течение двух лет (в 2010–2012 годах).

На внедрение практики не потребовались дополнительные трудовые и финансовые ресурсы, так как на муниципальном уровне деятельностью по разработке административных регламентов занимались сотрудники администрации Ракитянского района.

Основным результатом внедрения практики стало сокращение сроков предоставления земельных участков в аренду или собственность через процедуру проведения торгов. Если ранее данная процедура составляла 155 дней, то после реализации мероприятий по оптимизации административных процедур она составляет 125 дней.

Октябрьский район Ростовской области    

Октябрьский-район-Ростовской-области.jpg


В Октябрьском районе принято распоряжение администрации Октябрьского района от 27 ноября 2013 года № 316 «Об утверждении рабочей группы по реализации пилотного проекта Ростовской области “Сокращение прохождения разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства, включая подключение к объектам коммунальной и инженерной инфраструктуры на территории Октябрьского района”». Документ размещен на официальном интернет-сайте администрации Октябрьского района (http://www.octobdonland.ru/doc/raspor/raspor_1418.html).

В рамках соглашения, заключенного администрацией муниципального образования с Управлением Росреестра, глава администрации может обратиться в Управление Росреестра о сокращении сроков выдачи кадастрового паспорта, регистрации договоров аренды и других документов для организаций, осуществляющих инвестиционные проекты в районе. В соответствии с данным соглашением издан приказ Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Ростовской области от 23 июля 2014 года № П/241, предусматривающий регистрацию договоров аренды, заключенных с муниципальным образованием, в течение одного рабочего дня в случае подачи документов до 14.00 (если документы подаются после 14.00 регистрация должна быть осуществлена не позднее следующего рабочего дня).

По результатам данных мероприятий были сокращены сроки разрешительных процедур, включая подключение к объектам коммунальной и инженерной инфраструктур, на пяти объектах:

  • строительство подъездной дороги к распределительному центру ЗАО «Тандер»;
  • строительство подъездной дороги к складскому помещению ООО «Строймаш»;
  • строительство сетей водоснабжения к складскому помещению ООО «Строймаш»;
  • строительство подъездной дороги к комплексу по производству снековой продукции ООО «Этна»;
  • строительство сетей водоснабжения к комплексу по производству снековой продукции ООО «Этна».

Город Орск Оренбургской области

Город-Орск-Оренбургской-области.jpg


В рамках оказания муниципальных услуг, связанных с оформлением прав на земельные участки, в муниципальном образовании внедрена практика дополнительных бесплатных услуг инвесторам. При обращении в комитет по управлению имуществом города Орска постановка на кадастровый учет земельных участков и внесение изменений в Государственный кадастр недвижимого имущества осуществляется по обращению специалистов комитета от лица землепользователей. Обращение в Росреестр осуществляется специалистом комитета по управлению имуществом самостоятельно без привлечения заявителя (его личного присутствия в управлении Росреестра). Данная услуга позволяет упростить процедуру получения кадастровых паспортов для заявителя, так как исключается необходимость личного обращения в Росреестр для подачи заявления и получения кадастрового паспорта (экономия времени), а также исключаются ошибки при подаче документов и необходимость повторного обращения.

Также в течение 2013–2014 годов администрацией по инициативе Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области, территориально находящейся в областном центре (270 км от Орска), совместно с Управлением прорабатывался вопрос проведения личного приема посредством применения возможностей программы Skype.

С февраля 2014 года на базе МАУ «МФЦ г. Орска» организован Skype-прием граждан сотрудниками Управления Росреестра по Оренбургской области. Директор Управления Росреестра по Оренбургской области в составе консультационной комиссии проводит интернет-прием заинтересованных лиц по вопросам государственного кадастрового учета объектов недвижимости, приема и выдачи документов на регистрацию прав, а также предоставления сведений из ЕГРП, ГКН и другим вопросам деятельности Кадастровой палаты с помощью видеосвязи. Интернет-прием проходит по предварительной записи ежемесячно.

Таким образом, у потенциальных инвесторов отпадает необходимость совершения дальних поездок в целях консультирования по обозначенным выше вопросам, что значительно сокращает временные и денежные расходы.

РЕКОМЕНДАЦИИ АГЕНТСТВА ПО ИТОГАМ АНАЛИЗА ПРАКТИК

По итогам проведенного анализа опыта муниципальных образований Агентство рекомендует практику «Сокращение сроков прохождения разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства при реализации инвестиционных проектов» для внедрения на муниципальном уровне.

Практика может внедряться во всех типах муниципальных образований.

Для ее внедрения на муниципальном уровне целесообразно:

1)   проведение анализа существующих схем взаимодействия участников при прохождении административных процедур, в том числе изучение действующего гражданского и земельного законодательства в части предоставления земельных участков;

2)   проведение работы по оптимизации административных процедур в сфере земельных отношений и строительства, в том числе:

  • создание рабочей группы по оптимизации административных процедур;
  • разработка плана работ по оптимизации административных процедур;
  • разработка системы мер по оптимизации прохождения административных процедур;

3)   установление и соблюдение сокращенных по сравнению с административными регламентами контрольных сроков прохождения разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства для юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты на территории муниципального образования;

4)   сокращение перечней документов по сравнению с действующими перечнями, установленными административными регламентами;

5)   заключение с территориальным управлением Росреестра соглашения о сокращении сроков выполнения действий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по заявлениям органа местного самоуправления в отношении договоров аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности, а также о сокращении сроков выдачи документов для организаций, осуществляющих инвестиционные проекты в муниципальном образовании;

6)   установление практики обращения в территориальное управление Росреестра за получением необходимых для инвестора документов от имени органов местного самоуправления в целях сокращения издержек заявителей при получении таких документов;

7)   организация удаленного консультирования и приема документов территориальными органами Росреестра посредством использования существующих технических возможностей.