Практики

Обеспечение присутствия на территории муниципального образования институтов развития и финансовой инфраструктуры

931

Категория: Иные муниципальные образования

Теги: Череповец, Вологодская область, Северск, Томская область

Поделиться в социальных сетях

Описание

СУТЬ ПРАКТИКИ 

Одним из важных условий развития инвестиционной и предпринимательской деятельности является доступность финансовых и иных ресурсов, необходимых для реализации бизнес-проектов. Однако организации, предоставляющие доступ к таким ресурсам, размещаются преимущественно в крупных экономических центрах, где выше спрос на их услуги, доступность же необходимых для развития ресурсов на остальных территориях оставляет желать лучшего.

Для привлечения институтов развития и финансовых организаций органы местного самоуправления могут предложить им льготные условия для открытия филиалов и представительств на территории муниципального образования, разработать и реализовать взаимовыгодные инвестиционные проекты, а также проекты, направленные на повышение спроса на финансовые услуги посредством информирования субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности о возможностях взаимодействия с данными организациями.

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Город Череповец Вологодской области

Город-Череповец-Вологодской-области.jpg

 

Соглашение о сотрудничестве между Некоммерческим партнерством «Агентство Городского Развития», одним из учредителей которого является мэрия города Череповца, и ОАО «Сбербанк России» было подписано 4 апреля 2012 года и предусматривает реализацию совместных мероприятий по следующим направлениям деятельности (http://www.agr-city.ru/ru/forms_poddergka):

  • проведение для предпринимателей обучающих семинаров и круглых столов, в том числе семинары «Доверие плюс от Сбербанка», «Как стать успешным предпринимателем», деловой форум «Партнерство. Развитие. Перспективы», и другие мероприятия;
  • индивидуальное консультирование предпринимателей, в том числе дистанционное;
  • содействие предпринимателям в получении кредитов (проект «Анкета заемщика»);
  • взаимодействие по программе «Гарантийный фонд» (предоставление поручительств по банковским кредитам);
  • разработка и размещение информации для предпринимателей, в том числе в сети Интернет;
  • информационный обмен по вопросам реализации мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства, в том числе о работе Центра поддержки предпринимателей, действующих на базе отделений ОАО «Сбербанк России».

За время реализации соглашения о сотрудничестве было проведено 18 семинаров, два круглых стола, дано более ста консультаций, более 600 предпринимателей получили подробную информацию о кредитных продуктах ОАО «Сбербанк» и других программах поддержки малого бизнеса, под поручительство Гарантийного фонда по Вологодской области предоставлено 49 кредитов на общую сумму 183,3 млн. руб.

Отдельным направлением работы Некоммерческого партнерства «Агентство Городского Развития» стало развитие на территории города социального предпринимательства. В рамках заключенного 15 мая 2012 года с Фондом региональных социальных программ «Наше будущее» соглашения о взаимодействии городское агентство получило статус регионального партнера, а город Череповец был выбран одной из площадок для реализации проекта по продвижению идей социального предпринимательства.

В рамках реализации проекта по развитию социального предпринимательства проводятся круглые столы, совещания, встречи и конференции, посвященные проблемам развития социального предпринимательства, проводятся образовательные семинары для социальных предпринимателей и иных заинтересованных лиц, осуществляется информационная, консультационная и финансовая поддержка реализации социальных проектов.

В числе основных результатов реализации программы развития социального предпринимательства (http://www.agr-city.ru/ru/social_biz) можно отметить следующее:

  • выпущено более 250 информационных материалов, посвященных социальному предпринимательству, в средствах массовой информации освещается реализация восьми проектов социальных предпринимателей;
  • более 800 человек получили информационно-консультационную поддержку по вопросам социального предпринимательства; шесть социальных проектов получили имущественную поддержку, финансовую поддержку получили 17 социальных проектов;
  • консультации по вопросам привлечения средств фонда региональных социальных программ «Наше будущее» получили более 55 социальных предприятий, шесть социальных проектов получили финансовую поддержку фонда «Наше будущее»;
  • ежегодно обучение проходит более 50 человек, реализующих социальные проекты, шесть предпринимателей получили беспроцентные займы на развитие своих социальных проектов.

ЗАТО «Северск» Томской области

северск.jpg 

ЗАТО «Северск» обладает значительным научным потенциалом, на территории муниципального образования функционируют городской инновационный бизнес-инкубатор, технопарковая зона, при Северском технологическом институте (филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИИ») созданы студенческий бизнес-инкубатор и офис коммерциализации научно-технических разработок.

Для привлечения средств частных инвесторов на реализацию инновационных проектов администрация ЗАТО «Северск» осуществляет тесное сотрудничество с Российской венчурной компаний (ОАО «РВК») и Некоммерческим партнерством «Национальное содружество бизнес-ангелов». В рамках сотрудничества в ЗАТО «Северск» в 2011 и 2014 годах были проведены региональные сессии практического консалтинга (серия бесплатных образовательных мероприятий для участников научного и технологического сообщества на базе инновационных территориальных кластеров), на которых начинающие и действующие предприниматели смогли ознакомиться с принципами отбора перспективных проектов в научно-технической сфере, особенностями их коммерциализации, управления, экспертизы и оценки, а также с механизмами финансирования и участия в различных программах поддержки инновационной деятельности.

В 2014 году в ЗАТО «Северск» в рамках региональной сессии (http://www.rusventure.ru/ru/press-service/news/detail.php?ID=36218) получили консультации более 20 предпринимателей, реализующих инновационные проекты, в дальнейшем 11 предпринимателей были представлены на участие в конкурсе-акселераторе технологических стартапов GenerationS, в том числе проекты «Облачный сервис передвижения товаров и услуг», «Интеллектуальная система интернет-коммерции RosTrade», «Электролитическая двухтопливная система для дизельных установок», «Производство и реализация утеплителя нового поколения “Вермикулит”» и другие проекты. 

РЕКОМЕНДАЦИИ АГЕНТСТВА ПО ИТОГАМ АНАЛИЗА ПРАКТИК

По итогам проведенного анализа опыта муниципальных образований Агентство рекомендует практику «Обеспечение присутствия на территории муниципального образования институтов развития и финансовых организаций» для внедрения на муниципальном уровне.

Практика может внедряться во всех типах муниципальных образований.

Для ее внедрения на муниципальном уровне целесообразно:

1) на конкурсной основе провести отбор и заключить соглашения с институтами развития и финансовыми организациями, предусматривающие:

  • размещение представительств (филиалов, отделений, офисов) на территории муниципального образования, в том числе на базе объектов, находящихся в муниципальной собственности;
  • оказание содействия со стороны органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, а также муниципальных институтов развития (залоговых и гарантийных фондов) по развитию деятельности институтов развития и финансовых организаций на территории муниципального образования;
  • продвижение информации о деятельности институтов развития и финансовых организаций, предоставление информационных и консультационных услуг для заинтересованных лиц;
  • организация и проведение обучающих семинаров для населения и предпринимателей, в том числе по вопросам повышения финансовой грамотности и развития предпринимательства;
  • отбор и финансирование значимых инвестиционных и инновационных проектов, в том числе реализуемых с участием муниципального образования;

2) обеспечить реализацию заключенных соглашений, предусматривающих показатели эффективности их реализации, а также проведение мониторинга достижения установленных показателей  эффективности.