Практики

Организация сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна»

948

Категория: Столицы субъектов и промышленные центры

Теги: Чердаклинский район, Ульяновская область, Вологодская область, Череповец

Поделиться в социальных сетях

Описание

СУТЬ ПРАКТИКИ

Внедрение данной практики позволяет снизить временные и финансовые издержки инвесторов на реализацию инвестиционных проектов за счет исключения необходимости обращаться в различные органы местного самоуправления.

Для внедрения практики необходимо утвердить регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна», определяющий процедуры сопровождения инвестиционного проекта органами власти муниципального образования, обеспечивающие получение полного комплекса услуг, связанных с реализацией инвестиционного проекта на территории муниципального образования.

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ 

Город Череповец Вологодской области 

Город-Череповец-Вологодской-области.jpg


АНО «Инвестиционное агентство “Череповец”» выполняет функцию оператора инвестиционного процесса муниципального образования, включающую в себя полный комплекс работ по сопровождению инвестиционного проекта от бизнес-идеи до получения разрешительной документации и реализации строительной стадии проекта.

Алгоритм работ по сопровождению инвестиционного проекта с детализацией инвестиционного процесса, указанием конкретного результата каждой операции, ответственных исполнителей и сроков выполнения закреплены в «Стандарте сопровождения инвестиционных проектов на территории муниципального образования “Город Череповец”» (Приложение 1 к Положению об инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Город Череповец», утвержденного постановлением мэрии города Череповца от 26 февраля 2013 года № 815), в соответствии с которым инвестиционный цикл включает в себя следующие стадии прохождения проекта.

Стадия 1. Первичная экспертиза идеи инвестиционного проекта.

Стадия 2. Структурирование проекта.

Стадия 3. Принятие решения о реализации инвестиционного проекта.

Стадия 4. Формирование земельного участка.

Стадия 5. Подготовка к проведению торгов и проведение торгов.

Стадия 6. Оформление договорных отношений с инвестором.

Стадия 7. Реализация инвестиционного проекта.

При этом участниками работы по сопровождению инвестиционных проектов на территории города являются:

  • рабочая группа – коллегиальный исполнительный орган, состав которого утверждается постановлением мэрии города, выполняющий функции экспертного сопровождения при подготовке к реализации инвестиционных проектов, действующий на основании Положения о рабочей группе по реализации инвестиционных проектов на территории муниципального образования «Город Череповец» (Приложение 2 к Положению об инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Город Череповец»);
  • инвестиционный совет – постоянно действующий коллегиальный, консультативно-совещательный орган мэрии города по реализации инвестиционной политики города, действующий на основании Положения об инвестиционном совете мэрии города Череповца (Приложение 4 к Положению об инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Город Череповец»);
  • оператор инвестиционного процесса (АНО «Инвестиционное агентство «Череповец»);
  • органы местного самоуправления и органы государственной власти и подведомственные им организации, в полномочия которых входит решение вопросов, связанных с реализацией отдельных этапов инвестиционного процесса;
  • инвесторы – юридические и физические лица, заинтересованные в инвестировании на территории города;
  • кредитные организации, генпроектировщики, генподрядчики, консалтинговые и иные компании, участвующие в инвестиционном процессе.

В октябре 2010 года было утверждено первое положение о регламенте инвестиционных процессов города Череповца, в котором определен круг участников инвестиционного процесса, введены ключевые понятия: инвестиционный проект, инвестиционный процесс и т.п., формализована система сопровождения проектов.

В течение 2011 года усовершенствована система субъектов инвестиционного цикла, доработан регламент сопровождения городских проектов – в августе 2011 года вступило в силу первое положение об инвестиционной деятельности на территории города Череповца. Нормативно закреплены ключевые инструменты: инвестиционное соглашение, профиль инвестиционного проекта, паспорт инвестиционной площадки, прочие инструменты.

В феврале 2013 года появились основополагающие нормативные инструменты, регулирующие инвестиционный процесс в городе Череповце, Стандарт сопровождения инвестиционных проектов, сокращающий сроки прохождения проекта в режиме «одного окна» с 1,5 года до девяти месяцев. Стандарт закрепляет операторов каждого этапа, сроки и ключевые аспекты, содержание работ.

Таким образом, срок внедрения практики составляет два года и пять месяцев.

На настоящий момент проведена оптимизация процедур взаимодействия со структурными подразделениями мэрии, сокращены сроки прохождения согласований документов по реализации инвестиционных проектов с 1,5 года до девяти месяцев.

По состоянию на октябрь 2013 года в режиме «одного окна»:

  • 34 инвестиционных проекта прошли экспертную оценку;
  • пять соглашений заключено между участниками инвестиционного процесса на территории муниципального образования.

От реализованных с 2012 года инвестиционных проектов, сопровождаемых в режиме «одного окна», в бюджет поступило 24,5 млн. руб. отчислений.

Планируется, что 12 проектов, рассмотренных и одобренных на рабочей группе и инвестиционном совете в 2013 году, создадут 148 новых рабочих мест.

Чердаклинский район Ульяновской области

Муниципальные-образования-Ульяновской-области.jpg


В районе утвержден регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу «единого окна» на территории муниципального образования «Чердаклинский район» (далее – Регламент).

Регламент размещен на официальном интернет-сайте администрации Чердаклинского района (http://cherdakli.com/) в разделе «Экономика / Инвестиционная деятельность».

Сопровождение инвестиционных проектов осуществляется в соответствии с Регламентом в случае, если объем инвестиций по проекту составляет менее 150 млн. руб. В противном случае сопровождение проекта осуществляется в соответствии с требованиями Регламента сопровождения инвестиционных проектов в режиме «одного окна» на территории Ульяновской области (утвержден Губернатором – Председателем Правительства Ульяновской области С.И. Морозовым 9 января 2014 года).

При сопровождении проектов в режиме «единого окна» администрация Чердаклинского района в лице управления экономического развития:

  • предоставляет субъектам инвестиционной деятельности необходимую для реализации инвестиционного проекта информацию;
  • осуществляет подбор площадок, отвечающих требованиям инвестора;
  • оказывает содействие инвестору в решении вопросов, касающихся проведения подготовительных, согласительных и разрешительных процедур в органах местного самоуправления Ульяновской области;
  • при необходимости выносит инвестиционный проект на заседание Штаба по инвестициям;
  • обеспечивает сопровождение инвестиционного проекта на всех стадиях исполнения.

За последние пять лет объем инвестиций, вложенных в экономику Чердаклинского района, составил почти 9 млрд. руб.

В настоящее время в районном реестре инвестиционных проектов зарегистрировано 66 проектов с общим объемом инвестиций 51 млрд. руб. (предусматривают создание около 6 тыс. новых рабочих мест).

Структура инвестиций за последние годы также изменилась: в настоящее время 83,3% составляют частные вложения (в 2010 году – 60%).

Заводоуковский городской округ Тюменской области

Заводоуковский-городской-округ-Тюменской-области.jpg

В Заводоуковском городском округе утвержден административный регламент сопровождения инвестиционных проектов (постановлением администрации Заводоуковского городского округа от 4 июня 2013 года № 924). Регламент устанавливает сроки и последовательность действий администрации Заводоуковского городского округа по оказанию информационно-консультационного и организационного содействия субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности, реализующим и (или) планирующим реализацию инвестиционных проектов на территории Заводоуковского городского округа. Администрация Заводоуковского городского округа оказывает содействие при оформлении земельного участка, при получении разрешительной документации, при решении вопросов по технологическим подключениям.

По результатам рассмотрения обращения инвестора главой администрации Заводоуковского городского округа назначается куратор из числа сотрудников администрации. Куратор, назначенный главой администрации Заводоуковского городского округа, несет ответственность за сопровождение инвестиционного проекта и оказывает инвестору консультационную, информационную и организационную поддержку в течение всего периода реализации инвестиционного проекта вплоть до ввода объекта в эксплуатацию.

Администрация Заводоуковского городского округа осуществляет работу по сопровождению инвестиционных проектов по нескольким направлениям.

1. В рамках направления «Поиск и привлечение потенциальных инвесторов» осуществляются следующие основные виды работ:

  • формирование перечня инвестиционных предложений муниципального образования с учетом его специализации (наличия природных ресурсов, производственных предприятий, наличия свободных промышленных и инфраструктурных площадок, кадровых ресурсов и т.д.) и размещение его на официальном интернет-сайте администрации Заводоуковского городского округа (http://zavodoukovsk.admtyumen.ru/ в разделе «Экономика и финансы / Инвестиционная деятельность»);
  •  публикация информационно-аналитических материалов об инвестиционной деятельности на территории муниципального образования в средствах массовой информации, размещение на официальном интернет-сайте администрации Заводоуковского городского округа (http://zavodoukovsk.admtyumen.ru/ в разделе «Экономика и финансы / Инвестиционная деятельность»);
  • формирование реестра земельных участков, наиболее подготовленных для реализации инвестиционных проектов, с учетом близости объектов инфраструктуры и точек подключения к сетям газо-, электро-, водоотведения и водоснабжения, предоставление информации инвесторам о сформированных земельных участках для реализации инвестиционных проектов на территории Заводоуковского городского округа.

2. В рамках направления «Сопровождение инвестиционных проектов» осуществляются следующие виды работ:

  • подбор земельного участка, готового для реализации инвестиционного проекта, и содействие по предоставлению земельного участка в минимально возможные в соответствии с действующим законодательством сроки;
  • содействие в выдаче разрешения на строительство в минимально возможные в соответствии с действующим законодательством сроки;
  • организационное содействие по подключению к инженерным сетям (газ, теплоснабжение, водоснабжение, энергоснабжение). Организация встреч инвесторов с ресурсоснабжающими организациями;

4)   проведение мониторинга реализации инвестиционных проектов совместно с Департаментом инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области и (или) Инвестиционным агентством Тюменской области, включающее выезд на площадки реализации инвестиционных проектов, оперативное реагирование на проблемные вопросы, возникающие в ходе реализации инвестиционных проектов, в пределах компетенции администрации Заводоуковского городского округа;

5)   направление запросов в соответствующий федеральный орган власти, орган исполнительной власти Тюменской области, иные организации в случае возникновения при реализации инвестиционного проекта проблемных вопросов, не относящихся к компетенции администрации Заводоуковского городского округа, администрацией Заводоуковского городского округа.

Инвестор, реализующий инвестиционный проект, имеет возможность обратиться за предоставлением той или иной формы государственной поддержки в соответствии с действующим законодательством.

Администрация Заводоуковского городского округа оказывает содействие при оформлении земельного участка, при получении разрешительной документации, при решении вопросов по технологическим подключениям.

Для решения вопросов по обеспечению инвестиционных проектов энергоресурсами между Правительством Тюменской области, органами местного самоуправления и ресурсоснабжающими организациями 31 июля 2013 года подписано Соглашение о сотрудничестве по улучшению предпринимательского и инвестиционного климата в Тюменской области. Такое же соглашение подписано между Правительством Тюменской области, органами местного самоуправления и территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти в Тюменской области.

В настоящее время в реестр реализуемых на территории Заводоуковского городского округа инвестиционных проектов включено 18 проектов с общим объемом инвестиций около 3,6 млрд. руб. 

1)   РЕКОМЕНДАЦИИ АГЕНТСТВА ПО ИТОГАМ АНАЛИЗА ПРАКТИК

По итогам проведенного анализа опыта муниципальных образований Агентство рекомендует практику «Утверждение регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу “одного окна”» для внедрения на муниципальном уровне.

Практика может внедряться во всех типах муниципальных образований.

Для ее внедрения на муниципальном уровне целесообразно выполнить следующие мероприятия.

1. Принять регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна», включающий:

  • алгоритм работ по сопровождению инвестиционного проекта с детализацией инвестиционного процесса, указанием конкретного результата каждой операции, ответственных исполнителей и сроков выполнения;
  • круг участников инвестиционного процесса;
  • описание ключевых понятий: инвестиционный проект, инвестиционный процесс и т.п.;
  • описание ключевых инструментов: инвестиционное соглашение, профиль инвестиционного проекта, паспорт инвестиционной площадки, прочие инструменты;
  • определение предельной стоимости инвестиционных проектов, сопровождение которых возможно на уровне муниципального образования;
  • описание услуг муниципального образования, предоставляемых инвесторам в рамках сопровождения проектов в режиме «одного окна».

2. Предусмотреть в рамках данного регламента возможность оказания содействия при оформлении земельного участка, при получении разрешительной документации, при решении вопросов по технологическим подключениям.

3. В целях обеспечения инвестиционных проектов энергоресурсами предусмотреть заключение соглашения между органами местного самоуправления, Правительством (администрацией) субъекта Российской Федерации и ресурсоснабжающими организациями. В данном соглашении также может быть задействован один из институтов развития (Корпорация развития, инвестиционное агентство) регионального уровня. Соглашением могут быть предусмотрены рамки и формат взаимодействия в зависимости от стоимости инвестиционных проектов.