Практики

Принятие комплекса нормативных актов, устанавливающих основные направления инвестиционной деятельности и развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании

916

Категория: Столицы субъектов и промышленные центры

Теги: Орск, Оренбургская область, Тольятти , Самарская область, Смоленск , Смоленская область

Поделиться в социальных сетях

Описание

СУТЬ ПРАКТИКИ

В муниципальном образовании необходимо обеспечить принятие и реализацию комплекса нормативных актов, устанавливающих основные направления участия муниципального образования в инвестиционной деятельности и регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании.

Данные акты должны создать нормативно-правовую основу инвестиционной и предпринимательской деятельности муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционной деятельности.

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Город Орск Оренбургской области

Город-Орск-Оренбургской-области.jpg


На территории города Орска Оренбургской области инвестиционная деятельность осуществляется по двум направлениям:

1)   реализация инвестиционных проектов с привлечением бюджетных средств;

2)   реализация инвестиционных проектов за счет средств инвесторов.

В целях разработки порядка принятия решения об осуществлении бюджетных инвестиций в муниципальном образовании была сформирована рабочая группа под председательством заместителя главы администрации города по финансово-экономической политике, в состав которой вошли представители финансового управления, управления экономики, отдела по работе с предприятиями промышленности, малого, среднего бизнеса и перспективного развития администрации города, комитета по управлению имуществом города, отдела капитального строительства администрации города, управления жилищно-коммунального хозяйства.

На заседаниях рабочей группы после изучения и всестороннего обсуждения требований федерального законодательства было принято решение, что копировать федеральный порядок рассмотрения документов и принятия решений об осуществлении бюджетных инвестиций нецелесообразно, учитывая невозможность учета специфики муниципального образования. Рабочей группой было постановлено разработать собственный алгоритм порядка принятия решения об осуществлении бюджетных инвестиций в муниципальном образовании, включающий подготовку и утверждение четырех порядков, регламентирующих:

1)   порядок осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности и приобретение объектов недвижимости в муниципальную собственность за счет средств местного бюджета;

2)   принятие решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или предоставлении субсидий муниципальным учреждениям и муниципальным предприятиям на капитальные вложения в объекты капитального строительства муниципальной собственности и приобретения объектов имущества в муниципальную собственность;

3)   принятие местной администрацией решения о предоставлении получателю средств местного бюджета права заключать соглашения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств на предоставление указанных субсидий;

4)   принятие решений о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями и муниципальными предприятиями.

Было решено, что требуемые порядки будут утверждаться одним постановлением администрации города Орска.

Работа по разработке данных порядков в администрации города велась около четырех месяцев. Разработка порядков проводилась собственными силами, без привлечения консалтинговых компаний и дополнительных финансовых затрат.

По итогам проведенной работы в городе Орске были приняты следующие нормативные акты, устанавливающие основные направления участия муниципального образования в инвестиционной деятельности:

1) Постановление администрации города Орска от 17 июня 2014 года № 3489-п «Об утверждении порядков принятия решений при осуществлении капитальных вложений или реализации инвестиций за счет средств бюджета города Орска» (http://orsk-adm.ru/?q=postanovlen/2014/201406), которым утверждены:

  • Порядок осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности муниципального образования «Город Орск» и в приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность муниципального образования «Город Орск» за счет средств бюджета города Орска;
  • Порядок принятия решения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений и о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность;
  • Порядок принятия решения о предоставлении главному распорядителю бюджетных средств бюджета города Орска права заключать соглашения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности муниципального образования «Город Орск» на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств на предоставление указанных субсидий;
  • Порядок принятия решений о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества за счет бюджета города Орска и установления требований к договорам, заключаемым в связи с предоставлением из бюджета города Орска данных инвестиций.

2) Постановление администрации города Орска от 8 июля 2014 года № 4023-п «О создании инвестиционной комиссии» (http://orsk-adm.ru/?q=postanovlen/2014/201406), которое утвердило состав инвестиционной комиссии и положение о ней (в положении прописан порядок деятельности инвестиционной комиссии при отборе инвестиционных объектов).

Инвестиционная комиссия осуществляет отбор объектов на основании заявок, поданных главными распорядителями бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств составляют инвестиционные заявки с учетом определенных требований, основными из которых являются:

  • приоритеты и цели развития муниципального образования, Концепция развития города Орска до 2030 года;
  • оценка влияния создания объекта капитального строительства на комплексное развитие территории муниципального образования «Город Орск»;
  • мероприятия муниципальных и государственных программ, в рамках которых планируется осуществление капитальных вложений и (или) подготовка и реализация бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности и приобретение объектов имущества в муниципальную собственность.

По результатам произведенного отбора объектов подготавливается проект решения в форме проекта постановления «Об утверждении перечня объектов капитального строительства муниципальной собственности и объектов недвижимого имущества, планируемых к приобретению в муниципальную собственность муниципального образования «Город Орск».

Порядками, разработанными администрацией города Орска в сфере финансирования капитальных вложений, в соответствии с бюджетным законодательством предусматривается и предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными организациями.

На данный момент в городе Орске имеется актуальная правовая база для реализации инвестиционных проектов за счет бюджетных средств не только в бюджетном секторе, но и среди других хозяйствующих субъектов.

Кроме того, в области регулирования предпринимательской деятельности в администрации города Орска проводилась работа по регламентированию наиболее значимых услуг. Так, были регламентированы следующие услуги:

  • «Выдача разрешения на строительство» (постановление администрации города Орска от 16 апреля 2014 года № 2119-п);
  • «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение на территории города Орска» (постановление администрации города Орска от 6 декабря 2013 года № 8862-п);
  •  «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции» (постановление администрации города Орска от 1 июля 2014 года № 3902-п);
  • «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» (постановление администрации города Орска от 26 декабря 2011 года № 8817-п) и др.

Иные муниципальные образования Оренбургской области

оренбург.jpg

Нормативные правовые акты, устанавливающие направления инвестиционной деятельности, приняты в иных муниципальных образованиях Оренбургской области. Можно привести следующие примеры:

  • Постановление администрации муниципального образования «Город Новотроицк» Оренбургской области от 1 апреля 2013 года № 638-п «Об утверждении положения об инвестиционной деятельности на территории муниципального образования город Новотроицк»;
  • Решение сессии Сорочинского городского Совета от 31 октября 2012 года № 159 «Об Утверждении Положения об инвестиционной деятельности на территории муниципального образования “Город Сорочинск” Оренбургской области»;
  • Постановление администрации города Гая Оренбургской области от 19 февраля 2013 года № 150-пА «Об утверждении плана мероприятий администрации города по реализации концепции улучшения инвестиционного климата в городе Гае»;
  • Постановление администрации города Оренбурга от 2 апреля 2013 года № 657-п «О проведении городского конкурса инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства».

Данные нормативные акты устанавливают основные направления участия муниципального образования в инвестиционной деятельности:

  • установление субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;
  • защиту интересов и прав инвесторов, включая защиту от недобросовестной конкуренции и от ограничения доступа к рынку;
  • определение порядка обращения инвесторов за защитой и помощью, в том числе порядка обжалования неправомерных в отношении инвесторов решений и действий органов местного самоуправления;
  • предоставление субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
  • определение критериев и процедур получения поддержки.

Таким образом, в муниципальных образованиях Оренбургской области ведется работа по созданию полной и непротиворечивой системы правовых актов, детально регламентирующих административные процедуры для субъектов инвестиционной деятельности и участия муниципалитетов в инвестиционных процессах.

Городской округ Тольятти Самарской области

 Городской-округ-Тольятти-Самарской-области.jpg

В целях создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности мэрией городского округа Тольятти сформирована система поддержки инвестиционных проектов, соответствующих приоритетным направлениям инвестиционной деятельности на территории городского округа Тольятти.

Основными нормативными правовыми актами городского округа Тольятти в сфере инвестиционной деятельности являются:

1)   Приоритетные направления инвестиционной деятельности на территории городского округа Тольятти, утвержденные решением Думы городского округа Тольятти от 18 июня 2014 года № 358;

2)   Положение об инвестиционной деятельности в городском округе Тольятти, утвержденное постановлением мэрии городского округа Тольятти от 25 апреля 2014 года № 1328-п/1;

3)   Положение о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности в городском округе Тольятти, утвержденное постановлением мэрии городского округа Тольятти от 25 апреля 2014 года № 1330-п/1;

4)   Положение об инвестиционной комиссии при мэрии городского округа Тольятти, утвержденное постановлением мэрии городского округа Тольятти от 3 апреля 2014 года № 1019-п/1;

5)   Порядок принятия и реализации решений об осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства за счет средств бюджета городского округа Тольятти, утвержденный постановлением мэрии городского округа Тольятти от 28 февраля 2014 года № 624-п/1;

6)   Муниципальная программа «Повышение инвестиционной привлекательности и создание условий для инновационного развития городского округа Тольятти на 2014–2016 годы», утвержденная постановлением мэрии городского округа Тольятти от 11 октября 2013 года № 3145-п/1.

Муниципальная поддержка оказывается субъектам инвестиционной деятельности в следующих формах:

  • предоставления налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности в виде полного или частичного освобождения от уплаты земельного налога за земельные участки, используемые для реализации инвестиционных проектов;
  • применения к субъектам инвестиционной деятельности льготных условий аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и используемых для реализации инвестиционных проектов – путем снижения арендной платы до величины, составляющей от 1 до 50% ее базовых значений – в зависимости от оснований предоставления соответствующего льготного режима аренды;
  • предоставления субъектам инвестиционной деятельности муниципальных гарантий в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением о порядке осуществления муниципальных внутренних заимствований, предоставления муниципальных гарантий и управления муниципальным долгом в городском округе Тольятти, утвержденным решением Думы городского округа Тольятти от 18 мая 2011 года № 539;
  • оказания мэрией, в пределах своей компетенции, содействия развитию инфраструктуры инвестиционной деятельности;
  • кураторства инвестиционных проектов путем оказания субъектам инвестиционной деятельности организационной, методической и консультационной поддержки, в том числе при направлении ими обращений в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти Самарской области по вопросам, связанным с инвестиционной деятельностью.

Для предоставления муниципальной поддержки организации либо физические лица – инициаторы инвестиционных проектов, заинтересованные в ее получении, должны подать в мэрию заявление об оказании муниципальной поддержки. Инвестиционные проекты, соответствующие приоритетным направлениям инвестиционной деятельности, проходят экспертизу в департаменте экономического развития мэрии. В случае положительного заключения экспертизы инвестиционный проект направляется на рассмотрение в инвестиционную комиссию при мэрии. В свою очередь, одобрение проекта решением инвестиционной комиссии является основанием для включения инвестиционного проекта в Инвестиционный паспорт городского округа Тольятти и заключения между мэрией и инвестором договора о предоставлении муниципальной поддержки.

Прямое участие городского округа Тольятти в инвестиционной деятельности осуществляется путем формирования, утверждения и реализации Перечня объектов капитального строительства, финансируемых из бюджета городского округа Тольятти, на очередной финансовый год и плановый период. В указанный Перечень подлежат включению объекты капитального строительства местного значения, как муниципальной, так и частной форм собственности, при условии, что бюджетом городского округа на очередной финансовый год и плановый период предусмотрены капитальные вложения в строительство (реконструкцию) этих объектов.

В соответствии с принятыми нормативными правовыми актами предприниматели получают:

  • льготы по налогам, арендной плате за земельные участки;
  • прямые бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства частной собственности;
  • организационную и информационную поддержку инвестиционной деятельности.

В результате комплексной работы в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами за период с 2009 по 2014 год в Инвестиционный паспорт городского округа Тольятти включено 24 инвестиционных проекта, предусматривающих суммарный объем инвестиций более 25 млрд. руб.

Город Смоленск Смоленской области

 Город-Смоленск-Смоленской-области.jpg


В городе Смоленске действует Положение о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории города Смоленска, утвержденное решением Смоленского городского Совета от 14 декабря 2011 года №527.

В соответствии с данным положением в городе Смоленске предусмотрены следующие формы муниципальной поддержки:

  • предоставление льгот по местным налогам;
  • предоставление за счет бюджета города субсидий;
  • сопровождение инвестиционных проектов;
  • предоставление на конкурсной основе муниципальных гарантий;
  • предоставление льгот по аренде муниципального имущества.

Объектом муниципальной поддержки является инвестиционная деятельность, направленная на модернизацию и увеличение мощностей действующих предприятий города Смоленска, создание новых предприятий, объектов социальной и инженерной инфраструктуры, а также на финансовое оздоровление предприятий.

Порядок предоставления муниципальной поддержки инвестиционной деятельности утвержден постановлением администрации города Смоленска от 25 января 2012 года №66-адм.

Порядок организации сопровождения инвестиционных проектов определен Положением о сопровождении инвестиционных проектов, реализуемых или планируемых к реализации на территории города Смоленска, утвержденным постановлением администрации города Смоленска от 29 марта 2012 года №454-адм.

Администрация города Смоленска оказывает поддержку инвесторам, создавая условия для реализации проектов и предложений, способствующих укреплению экономического потенциала города Смоленска, развитию его инфраструктуры, в том числе деловой и туристической. Проделанная работа нашла свое отражение в росте объема инвестиций в экономику города.

Если в 2005 году объем инвестиций в основной капитал составлял 3,2 млрд. руб., то в 2010 году этот показатель вырос до 10,4 млрд. руб., а в 2013 году – до 19,3 млрд. руб.

РЕКОМЕНДАЦИИ АГЕНТСТВА ПО ИТОГАМ АНАЛИЗА ПРАКТИК

По итогам проведенного анализа опыта муниципальных образований Агентство рекомендует практику «Принятие комплекса нормативных актов, устанавливающих основные направления инвестиционной деятельности и развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании» для внедрения на муниципальном уровне.

Практика может внедряться во всех типах муниципальных образований.

Для ее внедрения на муниципальном уровне целесообразно принять нормативные акты, устанавливающие основные направления участия муниципального образования в инвестиционной деятельности, в том числе:

1) создание в муниципальном образовании благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности путем:

  • установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;
  • предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации и законодательству субъекта Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
  • определения четких критериев и процедур получения поддержки;
  • регламентирования муниципальных услуг, оказываемых субъектам инвестиционной деятельности;

2) прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности путем:

  • разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальным образованием;
  • выделения средств местного бюджета для финансирования инвестиционных проектов;
  • проведения экспертизы инвестиционных проектов;
  • вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Актуальные редакции нормативных актов, устанавливающих основные направления участия муниципального образования в инвестиционной деятельности, целесообразно разместить на официальном интернет-ресурсе об инвестиционной деятельности в муниципальном образовании (на отдельном специализированном интернет-портале либо интернет-странице на официальном интернет-сайте администрации муниципального образования, либо интернет-странице на интернет-портале об инвестиционной деятельности субъекта Российской Федерации).

Кроме того, в муниципальном образовании рекомендуется ежегодно издавать сборники муниципальных актов (включая акты, устанавливающие основные направления участия муниципального образования в инвестиционной деятельности и регулирующие развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании) и распространять их среди инвесторов.