+7 (495) 660-21-11

Разработка финансовой модели муниципального образования и схемы реализации межбюджетных отношений, предполагающая строгую формализацию всех финансовых потоков между уровнями бюджетов

2770

Категория: Другие

Теги: Уфа, Республика Башкортостан

Поделиться в социальных сетях

Описание

СУТЬ ПРАКТИКИ

Практика представляет собой разработку и внедрение финансовой модели муниципального образования и финансовых потоков между региональным и местным бюджетом.

Целью данной модели является устранение дисбаланса между бюджетными полномочиями и расходными обязательствами на федеральном, региональном и местном уровнях.

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Городской округ город Уфа Республики Башкортостан

Городской-округ-город-Уфа-Республики-Башкортостан(1).jpg


В городе Уфе Республики Башкортостан были разработаны и внедрены финансовая модель муниципального образования и схема реализации межбюджетных отношений, предполагающие строгую формализацию всех финансовых потоков между региональным и местным бюджетом.

Задача внедрения финансовой модели города была обусловлена необходимостью пересмотра действующей схемы бюджетного планирования и межбюджетных отношений в системе «регион – город» и выработкой методов ее совершенствования по следующим основным направлениям:

1) обеспечение сбалансированности между бюджетными обязательствами и источниками формирования доходов бюджетов региона и муниципалитетов за счет внедрения в процесс бюджетного планирования строго формализованной финансовой модели и соответствующей информационной системы;

2) необходимость согласования интересов региона и муниципалитетов (на примере Республики Башкортостан и города Уфы) при подготовке и принятии бюджетов за счет внедрения интерационных согласительных процедур и сценарного анализа на базе компьютерной имитационной модели;

3) повышение обоснованности и точности бюджетного планирования, сокращение количества пересмотров параметров бюджетов и обеспечение своевременности текущих расчетов за счет внедрения методов определения налогового потенциала территории и более точного прогноза налоговых поступлений в бюджеты региона и города Уфы;

4) создание механизмов объективной и прозрачной системы распределения финансовой помощи муниципальным бюджетам на основе оценок налогового потенциала и с учетом необходимости выполнения установленных социальных стандартов и финансовых норм для бюджета каждого уровня.

С целью внедрения предлагаемой схемы реализации межбюджетных отношений проведены следующие мероприятия:

1) выявлена совокупность экономических факторов, влияющих на объемы налоговых поступлений территориального образования, на основе этого проведена кластеризация муниципальных образований (на примере районов и городов Республики Башкортостан);

2) внедрена методика прогнозирования налоговых поступлений в бюджеты различных уровней в зависимости от динамики показателей социально-экономического развития территорий;

3) осуществлена апробация разработанной методики для расчета налогового потенциала и объемов налоговых поступлений в бюджет города Уфы;

4) проведены анализ и оценка уровня обеспеченности финансовыми ресурсами бюджета города Уфы на основе расчета «минимальных», «средних» и «рациональных» значений государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм;

5) определен уровень бюджетной потребности бюджета города Уфы, необходимого для обеспечения государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм, а также индикаторов экономической безопасности и плановых показателей социально-экономического развития города Уфы;

6) разработан и внедрен механизм согласования доходов и расходов бюджета города Уфы и регулирования межбюджетных отношений в системе «регион – местный бюджет».

Механизм предполагал формирование различных условий достижения баланса между доходами и расходами на основе финансовой модели.

Внедренная в бюджетный процесс города финансовая модель позволила решить следующие основные задачи:

  • прогнозировать доходы бюджетов различных уровней на основе оценки налогового потенциала территории;
  • осуществлять планирование расходов бюджета региона с учетом минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм;
  • обеспечивать сбалансированность между бюджетными обязательствами и источниками формирования доходов бюджета региона и муниципалитетов;
  • проводить компьютерное моделирование и формировать различные сценарии согласования интересов региона и муниципалитетов в распределении финансовых ресурсов, осуществлять на основе модели мониторинг и оперативное управление основными параметрами социально-экономического развития региона;
  • создать основу для формирования единых и прозрачных механизмов контроля над финансовыми потоками и целевым использованием бюджетных средств.

Конечный результат расчетов финансовой модели – приведение к балансу бюджета муниципального образования, рассчитанного с учетом налогового потенциала территории, государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм, индикаторов экономической безопасности, а также социально-экономических прогнозов развития города.

Модель позволяет повысить обоснованность и прозрачность распределения финансовых потоков по уровням бюджетной системы, а также предложить многовариантные сценарии согласования интересов города и региона.

1. Базовый вариант, в соответствии с которым бюджет города формируется, исходя из объемов доходов и расходов по факту, сложившемуся в городе Уфе за последние годы при существующих ставках налоговых отчислений в местный бюджет.

2. Бюджет города при существующих ставках налоговых отчислений, но расходная часть определяется с учетом минимальных, средних и рациональных норм.

3. Бюджет города по ставкам, необходимым для обеспечения потребности местного бюджета, с учетом минимальных, средних и рациональных норм. При этом существует два варианта расчетов:

  • расчеты с учетом приоритетности повышения ряда налоговых ставок;
  • налоговые ставки повышаются пропорционально допустимому приросту, т.е. в зависимости от величины ставки налоговых отчислений.

4. Бюджет города с использованием налоговых ставок, применяемых при формировании бюджетов в городах с сопоставимой численностью населения и уровнем экономического развития.

На базе разработанной финансовой модели были рассчитаны минимальные социальные стандарты для четырех базовых бюджетных отраслей:

1)   здравоохранения;

2)   образования;

3)   социального обеспечения и социальной защиты;

4)   культуры и молодежной политики.

РЕКОМЕНДАЦИИ АГЕНТСТВА ПО ИТОГАМ АНАЛИЗА ПРАКТИК

По итогам проведенного анализа опыта муниципальных образований Агентство рекомендует практику «Разработка финансовой модели муниципального образования и схемы реализации межбюджетных отношений, предполагающая строгую формализацию всех финансовых потоков между уровнями бюджетов» для внедрения на муниципальном уровне.

Практика может внедряться в городах – административных центрах субъектов Российской Федерации.

Для ее внедрения на муниципальном уровне целесообразно:

  • разработать финансовую модель и схему реализации межбюджетных отношений, предполагающую строгую формализацию всех финансовых потоков между уровнями бюджетов;
  • заключить соглашение с правительством (администрацией) субъекта Российской Федерации по применению финансовой модели при определении трансферов из регионального бюджета.

Оставить комментарий

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться