Практики

Введение института инвестиционного уполномоченного на муниципальном уровне

1651

Категория: Столицы субъектов и промышленные центры

Теги: Новосибирская область, Республика Башкортостан, Братск, Иркутская область

Поделиться в социальных сетях

Описание

СУТЬ ПРАКТИКИ

Институт инвестиционного уполномоченного является правовым механизмом надзора за соблюдением муниципальными органами и должностными лицами прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, инвесторов.

В настоящее время данный институт развивается, в основном, на федеральном и региональном уровнях. В то же время целесообразно рассмотреть возможность его применения также на муниципальном уровне.

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Город Братск Иркутской области

Город-Братск-Иркутской-области.jpg

 

Постановлением администрации муниципального образования города Братска от 20 мая 2013 года № 1215 «Об утверждении Порядка организации деятельности инвестиционного уполномоченного в городе Братске» в городе Братске был введен институт инвестиционного уполномоченного.

Инвестиционным уполномоченным является глава администрации города, что наделяет его реальными полномочиями по решению проблем инвесторов.

Основными задачами инвестиционного уполномоченного являются:

1) обеспечение соблюдения прав и законных интересов инвесторов на территории города Братска;

2) устранение административных барьеров при ведении инвестиционной деятельности на территории муниципального образования города Братска;

3) анализ и мониторинг муниципальных правовых актов города Братска в сфере инвестиционной деятельности.

При решении указанных задач инвестиционный уполномоченный осуществляет следующие функции:

1) рассматривает обращения хозяйствующих субъектов по вопросам, связанным с реализацией инвестиционных проектов;

2) организует оказание правовой, методической и организационной помощи хозяйствующим субъектам по вопросам, связанным с реализацией инвестиционных проектов;

3) принимает меры по устранению административных барьеров;

4) взаимодействует с органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления по вопросам инвестиционной деятельности;

5) разрабатывает предложения, направленные на повышение эффективности работы по реализации инвестиционных проектов, совершенствованию соответствующей нормативной правовой базы, повышению уровня инвестиционной привлекательности, формированию благоприятного инвестиционного климата на территории города Братска.

При осуществлении своей деятельности инвестиционный уполномоченный вправе:

1) контролировать ход рассмотрения обращений хозяйствующих субъектов по вопросам, связанным с реализацией инвестиционных проектов, органами администрации города Братска;

2) создавать рабочие группы для рассмотрения обращений хозяйствующих субъектов, осуществления иных мероприятий, связанных с организацией работы инвестиционного уполномоченного;

3) инициировать заседания инвестиционного совета при администрации города Братска.

Инвестиционным уполномоченным рассматриваются обращения хозяйствующих субъектов, касающиеся:

1) инвестиционных предложений;

2) наличия административных барьеров со стороны органов администрации города Братска при реализации инвестиционных проектов;

3) сокращения сроков согласований и разрешений, необходимых при реализации инвестиционных проектов;

4) совершенствования муниципальных правовых актов города Братска в сфере инвестиционной деятельности;

5) получения разъяснений и консультаций по вопросам приоритетных направлений инвестиционной политики, форм муниципальной поддержки инвестиционной деятельности, гарантий для инвесторов на территории города Братска;

6) иных вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов и относящихся к полномочиям органов местного самоуправления.

По итогам работы за год инвестиционный уполномоченный готовит отчет о результатах своей деятельности, который подлежит рассмотрению на инвестиционном совете при администрации города Братска и обязательному официальному опубликованию.

Внедрение института инвестиционного уполномоченного было обусловлено необходимостью придания особого статуса проблемам, возникающим у инвесторов и предпринимателей в ходе реализации инвестиционных проектов, предоставления им особого режима рассмотрения и принятия решений по обращениям, связанным с инвестиционной деятельностью.

На внедрение практики ушло две недели (проработка нормативно-правовой базы, согласование с руководством муниципального образования, осуществление нормотворческого контроля). Дополнительные материально-технические ресурсы задействованы не были.

На специализированном интернет-сайте «Инвестиционный паспорт города Братска» размещается информация о деятельности инвестиционного уполномоченного, также организована прямая связь для инвесторов и субъектов предпринимательской деятельности (http://invest.bratsk-city.ru/podinvest/upolnomoch/).

Первыми результатами деятельности инвестиционного уполномоченного стали:

  • рассмотрение и принятие мер оперативного регулирования по жалобам от инвесторов;
  • оказание поддержки реализации проектов по обращениям субъектов предпринимательства.

Муниципальные образования Республики Башкортостан

Городской-округ-город-Уфа-Республики-Башкортостан(2).jpg


В большинстве муниципальных образований Республики Башкортостан в целях совершенствования инвестиционной политики и сопровождения реализации инвестиционных проектов был учрежден институт инвестиционного уполномоченного в муниципальном образовании. На официальном интернет-портале Министерства экономического развития Республики Башкортостан (http://minecon.bashkortostan.ru/) в разделе «Деятельность / Инвестиции / Инвестиционные уполномоченные в муниципальных образованиях» опубликован список инвестиционных уполномоченных с указанием контактных данных.

В задачи инвестиционных уполномоченных входит:

1) подготовка и реализация мероприятий стратегических документов инвестиционного развития муниципального образования в соответствии с инвестиционной стратегией и целевыми программами Республики Башкортостан;

2) информирование инвесторов о системе государственной поддержки по сопровождению инвестиционных проектов на принципах «единого окна», организованного Минэкономразвития Республики Башкортостан;

3) выявление проблем, препятствующих реализации инвестиционных проектов, реализуемых или планируемых к реализации на территории муниципального образования, а также выработка предложений для устранения причин их возникновения;

4) организация взаимодействия инвесторов с администрацией муниципального образования и республиканскими органами исполнительной власти по решению проблем, препятствующих реализации инвестиционных проектов;

5) анализ реализации инвестиционных проектов на территории муниципального образования;

6) мониторинг состояния предприятий и реализация муниципальной политики, направленной на предотвращение развития кризисных процессов;

7) инициирование инвестиционных проектов с целью их реализации в муниципальном образовании, в том числе проектов государственно-частного партнерства, подготовка инвестиционных площадок в целях привлечения потенциальных инвесторов;

8) принятие мер по выявлению и устранению административных барьеров, возникающих при предоставлении земли, инфраструктурных сетей (электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение, подъездные пути и автомобильные дороги);

9) внесение предложений в администрацию муниципального образования, представительный орган муниципального образования (далее – Совет) и Минэкономразвития Республики Башкортостан по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих вопросы инвестиционной деятельности;

10) осуществление мониторинга своевременности обновления информации об инвестиционном потенциале муниципального образования и возможных к реализации инвестиционных проектах;

11) координация взаимодействия администрации муниципального образования и органов государственной власти Республики Башкортостан по инициированию и подготовке проектов государственно-частного партнерства;

12) подготовка и актуализация информации об инвестиционных площадках в муниципальном образовании;

13) активное участие в презентациях и других выставочных мероприятиях в целях привлечения инвестиций в муниципальное образование;

14) взаимодействие с организациями развития экономической инфраструктуры (ОАО «Корпорация развития Республики Башкортостан», Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан, АНО «Центр микрофинансирования субъектов малого предпринимательства в Республике Башкортостан», ГАУ РБ «Республиканский научный центр энергосбережения и энергоэффективных технологий», ГАУ РБ «Агентство по привлечению инвестиций» и иные) по вопросам реализации и финансирования инвестиционных проектов в муниципальном образовании.

Результаты деятельности инвестиционных уполномоченных оцениваются Министерством экономического развития Республики Башкортостан, в отношении пяти самых эффективных инвестиционных уполномоченных принимаются меры поощрения их деятельности, с инвестиционными уполномоченными, показавшими низкие результаты, проводятся совещания с участием глав администраций в целях выявления факторов, препятствующих активному социально-экономическому развитию муниципальных образований и (или) непосредственной деятельности инвестиционных уполномоченных.

Также приказом Министерства экономического развития Республики Башкортостан от 31 января 2014 года № 12/1 утверждена Методика оценки деятельности инвестиционных уполномоченных в муниципальных образованиях Республики Башкортостан (размещена на официальном интернет-портале Министерства экономического развития Республики Башкортостан http://minecon.bashkortostan.ru/).

Всего внедрение практики во всех муниципальных образованиях Республики Башкортостан (с момента утверждения постановления Правительства Республики Башкортостан от 14 октября 2013 года № 455 «О взаимодействии с инвестиционными уполномоченными в муниципальных образованиях Республики Башкортостан») заняло около семи месяцев.

В результате на первое полугодие 2014 года было зарегистрировано 115 обращений инвесторов к инвестиционным уполномоченным в муниципальных образованиях Республики Башкортостан, из которых:

  • 34 обращения о предоставлении финансовой поддержки;
  • 42 обращения о предоставлении земельного участка;
  • два обращения об использовании имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  • 18 обращений по подбору инвестиционной площадки;
  • шесть обращений по обсуждению бизнес-идей;
  • пять обращений по информационной поддержке и др.

В результате внедрения института инвестиционных уполномоченных в муниципальных образованиях Республики Башкортостан появился устойчивый канал взаимодействия между местной и региональной властью в сфере привлечения инвестиций. Бизнес получает, в свою очередь, единые правила взаимодействия с публичной властью в формате «единого окна». 

Муниципальные образования Новосибирской области

 Муниципальные-образования-Новосибирской-области.jpg


Институт инвестиционного уполномоченного создан в ряде муниципальных образований Новосибирской области. При этом существует практика открытой публикации отчетов инвестиционных уполномоченных.

В качестве примеров следует привести:

  • «Отчет инвестиционного уполномоченного Каргатского района Новосибирской области» (размещен http://www.kargatskiy.ru/investpolitika/otchetinvest);
  • «Отчет инвестиционного уполномоченного Мошковского района Новосибирской области» (размещен на официальном интернет-сайте администрации Мошковского района (http://www.moshkovo-nso.ru/) в разделе «Информация для инвесторов»).

В отчетах отражены следующие основные положения:

1) объем инвестиций в экономику и социальную сферу муниципального района (городского округа);

2) реализуемые инвестиционные проекты на территории муниципального района (городского округа);

3) планируемые инвестиционные проекты на территории муниципального района (городского округа);

4) формирование и оформление новых промышленных, производственных и иных площадок, земельных участков для целей инвестиционного развития территории муниципального района (городского округа);

5) работа с обращениями инвесторов на территории муниципального района (городского округа);

6) краткая характеристика деятельности инвестиционного уполномоченного муниципального района (городского округа);

7) действия по совершенствованию муниципальной нормативной правовой базы по вопросам инвестиционного развития.

Таким образом, обеспечивается публичность деятельности инвестиционных уполномоченных в муниципальных образованиях Новосибирской области.

РЕКОМЕНДАЦИИ АГЕНТСТВА ПО ИТОГАМ АНАЛИЗА ПРАКТИК

По итогам проведенного анализа опыта муниципальных образований Агентство рекомендует практику «Введение института инвестиционного уполномоченного на муниципальном уровне» для внедрения на муниципальном уровне.

Практика может внедряться во всех типах муниципальных образований.

Для ее внедрения на муниципальном уровне целесообразно создать институт инвестиционного уполномоченного с учетом следующих рекомендаций.

1. Рекомендуется принять нормативный правовой акт «Об инвестиционном уполномоченном в муниципальном образовании», которым закрепить основные функции инвестиционного уполномоченного. Функциями инвестиционного уполномоченного являются:

  • подготовка и реализация мероприятий стратегических документов инвестиционного развития муниципального образования;
  • информирование инвесторов о системе государственной и муниципальной поддержки по сопровождению инвестиционных проектов;
  • выявление проблем, препятствующих реализации инвестиционных проектов, реализуемых или планируемых к реализации на территории муниципального образования, а также выработка предложений для устранения причин их возникновения;
  • организация взаимодействия инвесторов с администрацией муниципального образования и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по решению проблем, препятствующих реализации инвестиционных проектов;
  • принятие мер по выявлению и устранению административных барьеров, возникающих при предоставлении земли, инфраструктурных сетей;
  • внесение предложений в администрацию муниципального образования по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих вопросы инвестиционной деятельности.

2. Дополнительно рекомендуется разработать систему эффективности работы уполномоченного в части содействия инвестиционному и предпринимательскому климату на территории муниципального образования.

3. Работа инвестиционного уполномоченного ведется публично. Целесообразно обеспечить публикацию отчетов инвестиционного уполномоченного в местных печатных СМИ, а также их размещение на официальном интернет-сайте администрации муниципального образования.