Практики

Формирование прозрачной системы отбора инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств муниципального бюджета

1420

Категория: Столицы субъектов и промышленные центры

Теги: Ульяновск, Ульяновская область, Новоульяновск, Чердаклинский район, Красноярский район , Астраханская область

Поделиться в социальных сетях

Описание

СУТЬ ПРАКТИКИ

Оказание финансовой поддержки при реализации инвестиционных проектов позволяет не только привлечь инвесторов на территорию муниципального образования, но и дает возможность местным властям определять приоритеты в развитии территории.

Учитывая ограниченные возможности местных бюджетов, важным этапом оказания финансовой поддержки является этап отбора проектов, получающих приоритет в финансировании. При этом в качестве критериев отбора могут выступать:

  •  отраслевая принадлежность проекта;
  • его социально-экономические показатели;
  • объем потенциальных инвестиций в реализацию проекта;
  • уровень софинансирования из муниципального бюджета.

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Город Новоульяновск Ульяновской области

 Город-Новоульяновск-Ульяновской-области.jpg

В ряде муниципальных образований Ульяновской области были разработаны и утверждены порядки проведения отбора инвестиционных проектов и бизнес-планов на присвоение им статуса приоритетных.

При разработке данных документов муниципальные образования ориентировались на региональный порядок проведения отбора инвестиционных проектов и бизнес-планов на присвоение им статуса приоритетного инвестиционного проекта Ульяновской области, утвержденный постановлением Правительства Ульяновской области от 5 февраля 2008 года № 3/46-П.

В городе Новоульяновске Ульяновской области порядок отбора инвестиционных проектов был утвержден постановлением администрации муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области от 28 мая 2014 года № 364-П.

Порядок, в частности, предусматривает отбор проектов по решению специально созданной комиссии, основывающийся на результатах независимой экспертизы инвестиционного проекта или бизнес-плана, определяющей состав, содержание, финансово-экономические параметры проекта (включая сопоставительную оценку затрат и результатов, эффективность использования, окупаемость вложений по проекту, технологии, способы, сроки и особенности реализации мероприятий проекта).

При оценке комиссия оценивает соответствие проекта основным направлениям стратегического развития, определенным в программных документах муниципального образования, превышение уровня среднемесячной заработной платы в расчете на одного работника претендента по отношению к уровню средней заработной платы по муниципальному образованию, а также количество вновь созданных рабочих мест за период реализации проекта. Минимальный объем инвестиций в основной капитал со стороны инвестора должен составлять не менее 100 млн. руб.

В качестве инструментов поддержки администрация предлагает инвесторам:

  • льготы по арендной плате за пользование муниципальным имуществом;
  • льготы по арендной плате за пользование муниципальными земельными участками, в том числе предоставление земельных участков без торгов;
  • иные инструменты поддержки, доступные администрации.

Муниципальная поддержка предоставляется на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более пяти лет.

С порядком проведения отбора инвестиционных проектов и бизнес-планов на присвоение им статуса приоритетного инвестиционного проекта муниципального образования «Город Новоульяновск» можно ознакомиться на официальном интернет-сайте администрации города Новоульяновска (http://novulsk.ru/) в разделе «Экономический отдел / Развитие инвестиционной и предпринимательской деятельности».

Чердаклинский район Ульяновской области

 Муниципальные-образования-Ульяновской-области.jpg

В Чердаклинском районе порядок проведения отбора инвестиционных проектов и бизнес-планов на присвоение им статуса приоритетного инвестиционного проекта утвержден постановлением администрации Чердаклинского района от 25 июля 2012 года № 608.

Для получения статуса приоритетного инвестиционного проекта к инвесторам предъявляются требования минимального объема инвестиций в основной капитал, который зависит от размера предприятия:

  • для малого предприятия – не менее 10 млн. руб.;
  • для среднего предприятия – не менее 30 млн. руб.;
  • для крупного предприятия – не менее 50 млн. руб.

При этом администрация района устанавливает минимальный объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет муниципального образования, который должен составлять за календарный год при запуске проекта на полную мощность:

  • не менее 100 тыс. руб. для малых предприятий;
  • не менее 700 тыс. руб. для средних предприятий;
  • не менее 1,6 млн. руб. для крупных предприятий.

В качестве поддержки администрация готова предоставить земельный участок без проведения торгов по акту выбора, а также доступные местным властям налоговые льготы.

В Муниципальный реестр инвестиционных проектов и бизнес-планов по состоянию на начало 2014 года включено 66 инвестиционных проектов и бизнес-планов.

С порядком проведения отбора инвестиционных проектов и бизнес-планов на присвоение им статуса приоритетного инвестиционного проекта муниципального образования «Чердаклинский район», а также составом комиссии по проведению отбора инвестиционных проектов и бизнес-планов на присвоение им статуса приоритетного инвестиционного проекта, можно ознакомиться на официальном интернет-сайте администрации Чердаклинского района (http://cherdakli.com/?page_id=56).

Красноярский район Астраханской области

 Красноярский-район-Астраханской-области.jpg


Постановлением администрации Красноярского района Астраханской области от 14 января 2014 года № 0023-п утвержден «Порядок присвоения инвестиционному проекту статуса «Приоритетный инвестиционный проект Красноярского района»», оказания муниципальной поддержки инвестиционной деятельности и контроля ее использования на территории муниципального образования «Красноярский район».

Статус «приоритетный инвестиционный проект Красноярского района» может быть присвоен на конкурсной основе проектам с объемом инвестиций, необходимых для их реализации и предусмотренных бизнес-планом, не менее 20 млн. руб.

Конкурсный отбор инвестиционных проектов проводится ежегодно в пределах средств, предусмотренных бюджетом района на очередной финансовый год на соответствующие цели, Комиссией по инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Красноярский район». Отбор инвестиционных проектов на конкурс проводится на основании отраслевой (проводится отраслевым органом местного самоуправления) и финансовой экспертизы (определение бюджетного эффекта – оценка размера компенсации и сроков ее предоставления с точки зрения возможностей бюджета района).

Основным критерием отбора инвестиционных проектов для оказания муниципальной поддержки является соответствие основным направлениям социально-экономического развития муниципального образования «Красноярский район» и Астраханской области и наличие интегрального эффекта, основными составляющими которого являются:

  • экономическая эффективность (для проектов, существенно затрагивающих интересы района и отдельных муниципальных образований, входящих в его состав);
  • бюджетная эффективность (отражает последствия реализации проекта для федерального, областного и местного бюджета);
  • социальная эффективность (изменение количества рабочих мест, условий труда, структуры производственного персонала, уровня здоровья населения, улучшение жилищных и бытовых условий, снабжение населения отдельными видами товаров, экономия свободного времени населения и т.п.).

Учитываются конечные производственные результаты, прямые финансовые результаты, поступления налоговых платежей, создание смежных производств и т.п.

Дополнительными критериями отбора инвестиционных проектов для оказания муниципальной поддержки являются:

  • абсолютная величина вложенных или привлеченных инвестиций;
  • величина заработной платы, выплачиваемой работникам в ходе реализации проекта;
  • быстрая окупаемость проекта (предпочтение отдается проектам со сроком окупаемости пять лет и менее).

Предусмотрены следующие виды муниципальной поддержки проектов, получивших статус «приоритетный инвестиционный проект Красноярского района»:

  • инвестиционный налоговый кредит инвесторам;
  • уменьшение на 50% базовых размеров арендной платы за земельные участки, предоставленные инвесторам;
  • компенсация части расходов инвестора, направленных на подготовку земельного участка для реализации инвестиционного проекта (земляные работы, зачистка участка, отсыпка, выкорчевка кустарников и иных насаждений, рекультивация и т.д.);
  • компенсация части расходов инвестора, направленных на технологическое присоединение к электрическим сетям, работы по строительству, реконструкции инженерных сетей (электро-, газо-, водоснабжение, канализация, телефонизация и т.п.), иные мероприятия по организации функционирования инженерных сетей, необходимых для реализации инвестиционного проекта;
  • компенсация части расходов инвестора, направленных на экспертизу инвестиционного проекта или ПСД;
  • предоставление инвесторам льгот при аренде объектов недвижимости муниципальной собственности Красноярского района.

Порядок присвоения инвестиционному проекту статуса «приоритетный инвестиционный проект Красноярского района», оказания муниципальной поддержки инвестиционной деятельности и контроля ее использования на территории муниципального образования «Красноярский район» размещен на официальном интернет-сайте администрации Красноярского района (http://www.krasniyar.ru/document/document/view/15244).

РЕКОМЕНДАЦИИ АГЕНТСТВА ПО ИТОГАМ АНАЛИЗА ПРАКТИК

По итогам проведенного анализа опыта муниципальных образований Агентство рекомендует практику «Формирование прозрачной системы отбора инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств муниципального бюджета» для внедрения на муниципальном уровне.

Практика может внедряться во всех типах муниципальных образований.

Для ее внедрения на муниципальном уровне целесообразно:

1) разработать и принять нормативный правовой акт муниципального образования, в котором закреплены:

а) порядок отбора инвестиционных проектов, которым оказывается поддержка за счет средств местного бюджета, включая:

  • виды поддержки (гранты, субсидии и пр.);
  • категории получателей (крупные предприятия, малый и средний бизнес, индивидуальные предприниматели, крестьянско-фермерские хозяйства, начинающие предприятия, молодые семьи, самозанятые, экспортно ориентированные организации);
  • четкие количественные и качественные критерии отбора проектов (бюджетный эффект, прибыльность, рентабельность, отсутствие задолженности и пр.), которым должен соответствовать получатель поддержки;
  • ответственный за отбор инвестиционных проектов, финансируемых за счет муниципального бюджета, коллегиальный орган;
  • порядок размещения информации об отборе инвестиционных проектов, финансируемых за счет муниципального бюджета, в СМИ;

б) формы поддержки (имущественная, финансовая, консультационная) отобранных проектов;

2) порядок отбора инвестиционных проектов, которым оказывается поддержка за счет средств местного бюджета, визуализировать в понятной для использования форме и разместить на:

  • официальном интернет-сайте администрации муниципального образования;
  • интернет-сайтах профильных структурных подразделений администрации муниципального образования;
  • интернет-портале об инвестиционной деятельности субъекта Российской Федерации;

3) осуществить тиражирование порядка отбора инвестиционных проектов, которым оказывается поддержка за счет средств местного бюджета, на бумажном носителе (в виде пособия) для распространения на специализированных мероприятиях (к примеру, выставках) с участием инвесторов.