Практики

Формирование земельных участков, которые могут быть представлены субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности

2322

Категория: Иные муниципальные образования

Теги: Воронежская область, Лискинский район

Поделиться в социальных сетях

Описание

СУТЬ ПРАКТИКИ

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» органы местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными (п. 8 ст. 12.1). В соответствии с пунктом 4 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления при подаче иска освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому на бюджеты района и поселений эта работа не оказала негативных влияний.

После признания права муниципальной собственности на земельные доли, проведения землеустройства и оформления свидетельств на земельные участки муниципальное образование вправе передать земельные участки в аренду или в собственность сельскохозяйственной организации. Сформированные в счет невостребованных земельных долей земельные участки также могут быть предоставлены субъектам предпринимательской деятельности, в том числе после изменения категории земельного участка. При наличии свободных земельных участков в муниципальной собственности срок их предоставления для использования субъектами предпринимательской деятельности существенно сократился.

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Лискинский район Воронежской области

 Лискинский-район-Воронежской-области.jpg


В Лискинском районе Воронежской области проводится работа по формированию из невостребованных долей, признанных в судебном порядке собственностью муниципального образования, земельных участков, которые могут быть предоставлены субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Внедрение данной практики в Лискинском районе было обусловлено необходимостью привлечения новых инвесторов в район и надлежащим оформлением прав на земельные участки района.

До внедрения практики около 30% земель на территории района являлись невостребованными земельными долями, собственники которых не использовали их или не были известны.

Схема взаимодействия участников процесса была следующая:

1) заявитель (инвестор) обращается в администрацию Лискинского муниципального района с заявлением о заключении договора аренды земельного участка из невостребованных долей;

2) администрация муниципального образования подготавливает список собственников невостребованных земельных долей и начинает процедуру оформления указанных долей в муниципальную собственность;

3) после оформления права собственности орган местного самоуправления заключает долгосрочный договор аренды с инвестором.

С целью внедрения практики в Лискинском районе администрацией района реализован ряд мероприятий.

1. Администрацией муниципального образования было сделано предложение администрации Воронежской области о делегировании полномочия по признанию права собственности на невостребованные земельные доли Лискинскому району. Полномочия были делегированы в соответствии с распоряжением администрации Воронежской области от 19 апреля 2006 года № 994-р «О предоставлении права Лискинскому муниципальному району образования земельных участков в счет невостребованных земельных долей».

2. Принято первое постановление от 12 сентября 2006 года № 618 «О выделении невостребованных земельных долей в земельные участки».

3. С 1 ноября 2006 года начата процедура судебного оформления невостребованных земельных долей.

Работа по внедрению практики началась на основании Закона Воронежской области от 28 декабря 2005 года № 91-ОЗ «О некоторых особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Воронежской области». Первые результаты внедрения были получены в мае 2006 года. Таким образом, практика была внедрена примерно в течение шести месяцев.

Сама процедура признания прав занимает в соответствии с действующим законодательством около одного года. Для формирования указанной практики были задействованы трудовые ресурсы отдела по управлению муниципальным имуществом администрации района (три человека).

Лискинским муниципальным районом был определен критерий успешной реализации практики – формирование земельных участков из невостребованных земельных долей путем признания права муниципальной собственности на них и дальнейшее их предоставление в аренду или собственность сельскохозяйственным товаропроизводителям (инвесторам в сельском хозяйстве). К данной категории относятся земли сельскохозяйственного назначения.

По итогам внедрения практики в собственность района было оформлено 1164,86 га.

После внесения 29 декабря 2010 года изменений в Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

8 ст. 12.1). При этом процесс признания права собственности был уже отлажен, поэтому от имени поселений иски готовит администрация района. В настоящее время в собственность поселений оформлено 3757 га, или 602 доли.

После признания права и оформления свидетельств на земельные участки район или поселение передает в аренду или в собственность (по цене, составляющей 15% от кадастровой стоимости) сельскохозяйственной организации, ранее использовавшей их.

В настоящее время в районе признано право собственности на 4921 га, из которых около 2500 га уже продано местным сельскохозяйственным инвесторам, а остальная площадь находится у них в аренде. Однако для привлечения какого-либо нового инвестора можно не отдавать отсуженные доли в аренду или собственность, а включать их в перечень инвестиционно привлекательных участков.

Указанная практика позволяет привлекать новых инвесторов на отсуженные земли или закреплять права существующих инвесторов, которые обрабатывают эту землю долгое время.

РЕКОМЕНДАЦИИ АГЕНТСТВА ПО ИТОГАМ АНАЛИЗА ПРАКТИК

По итогам проведенного анализа опыта муниципальных образований Агентство рекомендует практику «Формирование земельных участков, которые могут быть предоставлены субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности» для внедрения на муниципальном уровне.

Практика может внедряться во всех типах муниципальных образований.

Для ее внедрения на муниципальном уровне целесообразно:

1) определить орган местного самоуправления, ответственный за:

  • выявление и включение в хозяйственный оборот невостребованных земельных долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные в границах муниципального образования;
  • осуществление процедур признания земельных долей невостребованными с учетом требований, предусмотренных статьей 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
  • проведение процедур обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными;
  • проведение процедур, необходимых для государственной регистрации прав на земельные участки, в отношении которых судом в установленном порядке принято решение об их передаче в муниципальную собственность;

2) определить план работы данного органа местного самоуправления по выявлению и включению в хозяйственный оборот невостребованных земельных долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные в границах муниципального образования, а также установить показатели эффективности такой работы.