Практики

Внедрение системы оценки регулирующего воздействия проектов муниципального нормативных правовых актов и экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности

5405

Категория: Столицы субъектов и промышленные центры

Теги: Чердаклинский район, Ульяновская область, Димитровград, Карсунский район, Барышский район, Ульяновск

Поделиться в социальных сетях

Описание

СУТЬ ПРАКТИКИ

В целях обеспечения защиты предпринимателей от неоправданного регулирования, влекущего за собой возникновение административных барьеров либо издержки субъектов предпринимательской деятельности, иным образом ухудшающего их положение, может осуществляться внедрение системы оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных актов и экспертизы действующих муниципальных нормативных актов, регулирующих вопросы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» закреплена обязательность проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, а также экспертизы действующих нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в муниципальных образованиях с 1 января 2015 года:

  • в городских округах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, положения Федерального закона начинают действовать с 1 января 2015 года;
  • в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения – с 1 января 2016 года;
  • в иных муниципальных образованиях – с 1 января 2017 года.

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Муниципальные образования Ульяновской области

Муниципальные-образования-Ульяновской-области.jpg

 

Органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области начиная с 2013 года в пилотном режиме осуществляется внедрение системы оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ) проектов муниципальных нормативных актов.

В пяти муниципальных образованиях региона (городе Ульяновске, Барышском районе, Карсунском районе, Чердаклинском районе и городе Димитровграде), которые вошли в число пилотных в 2013 году, уже накоплен опыт работы системы ОРВ.

Для внедрения практики в муниципальных образованиях Ульяновской области были реализованы следующие мероприятия.

1. Были подписаны Соглашения о взаимодействии между Министерством экономического развития Ульяновской области и администрациями муниципальных образований Ульяновской области при проведении оценки регулирующего воздействия, в которых отражены необходимые этапы и сроки внедрения элементов системы ОРВ.

2. Во всех пяти муниципальных образованиях определены органы, ответственные за внедрение процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов:

  • в городе Ульяновске – Управление по экономике, стратегическому планированию и инвестициям администрации муниципального образования «Город Ульяновск»;
  • в городе Димитровграде – Управление по экономике администрации муниципального образования «Город Димитровград»;
  • в Барышском районе – Управление экономического развития администрации муниципального образования «Барышский район»;
  • в Карсунском районе – Отдел по инвестициям, развитию промышленности, предпринимательства, экономическому мониторингу и труда администрации муниципального образования «Карсунский район»;
  • в Чердаклинском районе – Управление экономического развития администрации муниципального образования «Чердаклинский район».

3. Определены модели организации ОРВ. Во всех пилотных муниципальных образованиях применяется централизованная модель проведения ОРВ. При данной модели ОРВ проектов муниципальных актов проводится ответственными органами. Исключение составляет город Ульяновск, где внедрена децентрализованная модель проведения ОРВ, предполагающая, что ОРВ проектов муниципальных актов проводится органом-разработчиком (ответственный орган готовит заключение на проведенную ОРВ).

4. Нормативно закреплены порядки проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов:

  • в городе Ульяновске – постановлением администрации города Ульяновска от 3 декабря 2013 года № 5138 «Об утверждении Правил проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов администрации города Ульяновска»;
  • в городе Димитровграде – постановлением администрации города Димитровграда от 23 августа 2013 года № 2663 «Об утверждении положения о проведении оценки регулирующего воздействия»;
  • в Барышском районе – постановлением администрации муниципального образования «Барышский район» от 27 марта 2013 года № 441-А «Об утверждении положения о проведении оценки регулирующего воздействия»;
  • в Карсунском районе – постановлением администрации муниципального образования «Карсунский район» от 4 апреля 2013 года № 297 «Об утверждении положения о проведении оценки регулирующего воздействия»;
  •  в Чердаклинском районе – постановлением администрации муниципального образования «Чердаклинский район» от 5 апреля 2013 года № 307 «Об утверждении Положения о проведении оценки регулирующего воздействия».

Согласно нормам муниципальных нормативных правовых актов, закрепляющих процедуру ОРВ, заключение по результатам проведения ОРВ носит блокирующий характер: разработчик акта должен устранить замечания либо прекратить работу по проекту акта. Это свидетельствует о том, что предпринимательское сообщество в данных муниципальных образованиях получило реальные рычаги воздействия на решения органов местного самоуправления.

5. В течение 2013 – первого полугодия 2014 года в Ульяновской области было проведено 12 региональных мероприятий, посвященных теме оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов. В мероприятиях принимали участие главы муниципальных образований Ульяновской области (в том числе главы городских и сельских поселений) и представители муниципалитетов в зависимости от формата мероприятия. Мероприятия проходили в следующих форматах:

  • расширенных совещаний с главами муниципальных образований Ульяновской области;
  • семинаров-совещаний для глав муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений;
  • семинаров-практикумов на базе Министерства экономического развития Ульяновской области;
  • выездных обучающих семинаров на территории муниципальных образований Ульяновской области.

Практическая деятельность по подготовке заключений по результатам оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов начата в трех пилотных муниципальных образованиях: Карсунском районе, городе Ульяновске и в Барышском районе.

Первый практический опыт проведения экспертизы был опробован уполномоченным подразделением администрации муниципального образования «Барышский район»: проведена экспертиза постановления Главы администрации от 20 августа 2010 года № 898-А «Об утверждении Порядка предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства Барышского района на открытие собственного дела».

Главой администрации города Ульяновска утвержден перечень проектов муниципальных нормативных правовых актов, в отношении которых необходимо проведение процедуры ОРВ в 2014 году. Перечень состоит из восьми проектов нормативных правовых актов администрации города Ульяновска.

В настоящее время администрацией города Ульяновска уже проведена процедура ОРВ семи проектов актов, регулирующих отношения в области формирования муниципальных программ и предоставления поддержки субъектам предпринимательской деятельности.

По результатам проведения процедуры ОРВ по шести проектам актов подготовлены положительные заключения, по одному – отрицательное заключение.

Муниципальные образования Чувашской Республики

Муниципальные-образования-Чувашской-Республики.jpg

В Чувашской Республике в четырех муниципальных образованиях (городе Чебаксары, Цивильском районе, Козловском районе, Ядринском районе) накоплен первый опыт работы системы ОРВ.

Первым муниципальным образованием Чувашской Республики, начавшим внедрение системы ОРВ, стал город Чебоксары. Процедура ОРВ в г. Чебоксары регламентирована постановлением администрации города Чебоксары от 5 марта 2014 года № 855 «Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации города Чебоксары».

Также аналогичные акты были приняты и в остальных трех муниципальных образованиях:

  • в Цивильском районе принято постановление администрации Цивильского района Чувашской Республики от 7 июля 2014 года № 639 «Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации Цивильского района Чувашской Республики»;
  • в Козловском районе принято постановление администрации Козловского района Чувашской Республики от 19 мая 2014 года № 294 «Об утверждении в новой редакции Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных правовых актов Козловского района»;
  • в Ядринском районе принято постановление администрации Ядринского района Чувашской Республики от 17 июня 2014 года № 482 «О Порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов».

В целях внедрения ОРВ были подписаны соглашения о взаимодействии между Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и администрациями четырех муниципальных образований при проведении оценки регулирующего воздействия, согласно которым:

Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики в пределах своей компетенции обеспечивает:

  • методологическую поддержку процессов внедрения в муниципальном образовании механизма оценки регулирующего воздействия и дает разъяснения по подготовке заключений об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов;
  • методологическую поддержку процесса организации в муниципальном образовании оценки качества заключений об оценке регулирующего воздействия, подготовленных на проекты муниципальных нормативных правовых актов, и дает разъяснения по проведению указанной работы;
  • взаимодействие с Министерством информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики в целях размещения проектов муниципальных нормативных правовых актов при проведении публичных консультаций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном интернет-сайте http://regulations.cap.ru.

Администрация муниципального образования в пределах своей компетенции обеспечивает:

  • определение в целях внедрения оценки регулирующего воздействия в муниципальном образовании города Чебоксары Чувашской Республики уполномоченного структурного подразделения, ответственного за оценку качества заключений об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов;
  • утверждение не позднее одного месяца с даты подписания настоящего Соглашения Порядка проведения оценки регулирующего воздействия в муниципальном образовании;
  • создание не позднее одного месяца с даты подписания настоящего Соглашения баннера в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном интернет-сайте администрации муниципального образования и размещение нормативной правовой базы внедрения механизма оценки регулирующего воздействия;
  • размещение проектов муниципальных нормативных правовых актов для проведения публичных консультаций на официальном интернет-сайте http://regulations.cap.ru;
  • образование при администрации муниципального образования коллегиального совещательного органа по оценке регулирующего воздействия с включением в его состав по согласованию представителей организаций, представляющих интересы предпринимательского сообщества;
  • предоставление по запросу Министерства информации об итогах внедрения механизма оценки регулирующего воздействия;
  • участие в публичных консультациях по запросам Министерства.

На официальных интернет-сайтах администраций муниципальных образований на портале http://gov.cap.ru/ созданы специальные разделы по ОРВ.

В настоящее время проводится ОРВ проектов муниципальных актов в трех муниципальных образованиях: городе Чебоксары, Цивильском районе и Козловском районе.

Миасский городской округ Челябинской области

Миасский-городской-округ-Челябинской-области.jpg


Администрацией Миасского городского округа проводится общественная экспертиза проектов нормативных правовых актов в сфере предпринимательства, которая по сути представляет собой оценку регулирующего воздействия проектов актов.

При подготовке нормативных правовых актов администрацией было выявлено, что некоторые их них:

1)   необоснованно затрудняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности;

2)   вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствуют их введению;

3)   способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Постановлением администрации Миасского городского округа от 7 ноября 2012 года № 6443 утвержден Порядок проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов Миасского городского округа, регулирующих отношения, участниками которых являются или могут являться субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности.

В целях учета мнений субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности при общественной экспертизе проектов нормативных правовых актов органом-разработчиком проводятся публичные консультации с участием представителей субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе некоммерческих организаций, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности. Срок проведения публичных консультаций составляет не менее 15 календарных дней со дня размещения органом-разработчиком на официальном сайте администрации Миасского городского округа (миасс.рф) в сети Интернет и в средствах массовой информации уведомления о проведении публичных консультаций.

Проекты нормативных правовых актов размещаются на специальном разделе официального интернет-сайта администрации Миасского городского округа (миасс.рф/proekty.php).

Экспертиза состоит из следующих процедур:

1)   оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта, проводимая органом-разработчиком, разработавшим проект нормативного правового акта (далее – орган-разработчик);

2)   экспертиза оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта, проводимая Управлением экономики администрации Миасского городского округа.

При направлении проекта нормативного правового акта на общественную экспертизу к нему прилагается пояснительная записка, которая содержит следующие сведения:

  •  наименование проекта документа, направляемого на общественную экспертизу;
  • полный перечень положений федеральных и областных нормативных правовых актов, а также актов органов местного самоуправления, регулирующих соответствующие правоотношения и позволяющих установить правомерность принятия документа.

По результатам проведения общественной экспертизы органом-разработчиком в срок не более пяти рабочих дней с момента получения предложений составляется мотивированное заключение либо вносятся необходимые дополнения в проект.

В 2013 году администрацией Миасского городского округа принято девять нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, проекты которых прошли общественную экспертизу.

РЕКОМЕНДАЦИИ АГЕНТСТВА ПО ИТОГАМ АНАЛИЗА ПРАКТИК

 По итогам проведенного анализа опыта муниципальных образований Агентство рекомендует практику «Внедрение системы оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы действующих муниципальных нормативных актов, регулирующих вопросы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности» для внедрения на муниципальном уровне.

Практика может внедряться во всех типах муниципальных образований.

Для ее внедрения на муниципальном уровне целесообразно реализовать следующие мероприятия.

1. Принятие нормативного акта, устанавливающего правила проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, которым определены:

1) уполномоченный орган местного самоуправления в сфере ОРВ;

2) правила проведения ОРВ, в том числе:

  • официальный интернет-сайт для размещения проектов актов, документов об оценке регулирующего воздействия для публичного обсуждения;
  • минимальные сроки публичного обсуждения на официальном интернет-сайте;
  • обязанность рассмотрения всех предложений, поступивших в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения и опубликования результатов рассмотрения по каждому предложению;
  • требования к содержанию отчета об оценке регулирующего воздействия проекта акта с предусмотренной обязательной мотивировкой причин отклонения предложений субъектов предпринимательской деятельности.

2. В целях совершенствования системы регулирования предпринимательской деятельности в муниципальном образовании:

  • провести экспертизу действующих правовых актов муниципальных нормативных актов, регулирующих вопросы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, на их соответствие федеральному законодательству, а также наличие противоречий и (или) расхождений с муниципальными нормативными актами;
  • привлечь к проведению аудита представителей предпринимательских объединений;
  • внести изменения в муниципальные нормативные акты в целях устранения выявленных в ходе аудита противоречий и расхождений;
  • по возможности унифицировать регулирование вопросов предоставления муниципальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в части условий, порядка и сроков предоставления поддержи.