Практики

Создание и развитие муниципальных объектов финансовой инфраструктуры для осуществления инвестиционной предпринимательской деятельности

1402

Категория: Моногорода

Теги: Октябрьский район, Ростовская область, Долгоруковский район, Липецкая область, Ижевск , Удмуртская Республика, Северск, Томская область

Поделиться в социальных сетях

Описание

1)   СУТЬ ПРАКТИКИ

Одним из направлений обеспечения доступа инвесторов и предпринимателей к финансовым ресурсам является создание муниципальным образованием собственных финансовых институтов, в том числе с привлечением средств федерального и региональных бюджетов и институтов развития.

В частности, муниципальные образования могут создавать муниципальные фонды, предоставляющие предпринимателям целевые гранты, субсидии и займы, залоговые фонды, предоставляющие муниципальное имущество в качестве обеспечения для получения банковского кредитования, фонды поручительств, предоставляющие поручительства по банковским кредитам, займам и договорам лизинга, а также микрофинансовые организации, предоставляющие микрозаймы. 

2)   ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Октябрьский район Ростовской области

Октябрьский-район-Ростовской-области.jpg


В целях создания системы возвратного финансирования инвестиционных и предпринимательских проектов при поддержке Правительства Ростовской области постановлением Главы администрации Октябрьского района Ростовской области от 31 мая 2000 года № 291 учрежден муниципальный фонд местного развития и поддержки предпринимательства, предоставляющий предпринимателям целевые займы (http://www.octobdonland.ru/economics/finans-sphera/fonds/).

Первоначально источниками финансирования фонда стали денежные средства, направленные на государственную поддержку угольной промышленности, а также проценты от предоставления займов. С 2009 года фонд получил имущественный взнос из регионального и федерального бюджета, с 2011 года фонд включен в реестр микрофинансовых организаций.

Фонд предоставляет предпринимателям займы на следующие цели:

  • сельхозпроизводителям на приобретение основных и пополнение оборотных средств (закупка животных, ГСМ, удобрений, ядохимикатов, семян);
  • индивидуальным предпринимателям на приобретение оборудования и пополнение оборотных средств для производства молочных продуктов, кондитерских изделий;
  • строительным организациям на пополнение оборотных средств;
  • производственным компаниям на приобретение оборудования для промышленного производства.

За время своей деятельности фонд профинансировал 397 проектов на сумму в 235 млн. руб. Кроме того, фонд также участвует в реализации проекта «Развитие поселений Октябрьского района на основе реализации инициатив местных сообществ», в рамках которого фонд предоставил предпринимателям 26 грантов на реализацию социальных проектов на общую сумму 3,3 млн. руб.

Долгоруковский район Липецкой области

Долгоруковский-район-Липецкой-области.jpg


Решением Совета депутатов Долгоруковского района Липецкой области от 6 августа 2008 года № 34-рс «О проекте положения о Залоговом фонде Долгоруковского района» (http://www.dolgorukovo.org/biznes-i-ekonomika/malyj-biznes/zalogovyj-fond) создан Залоговой фонд Долгоруковского района, стоимость имущества, включенного в залоговый фонд, составляет около 7,9 млн. руб.

Залоговый фонд создан в целях обеспечения исполнения обязательств района, а также создания условий для привлечения инвестиций в экономику района посредством:

  • выпуска ценных бумаг, обеспеченных активами залогового фонда района для их последующего размещения на внутрироссийском и международном рынках;
  • предоставления в залог активов, находящихся в распоряжении залогового фонда района, при получении внутренних и внешних кредитов (займов) в целях исполнения мероприятий, определенных законом о бюджете;
  • совместного участия в инвестиционных проектах;
  • установления договорных отношений с банками, страховыми и инвестиционными компаниями, другими юридическими и физическими лицами, участвующими в финансировании программ и проектов.

Предоставление в залог активов, находящихся в распоряжении залогового фонда района, для обеспечения исполнения обязательств хозяйствующих субъектов по кредитам (займам) финансово-кредитных организаций (некоммерческих организаций) для реализации инвестиционных проектов осуществляется на конкурсной основе. Решение о предоставлении залога принимается главой района, на основании которого между муниципальным образованием и победителем конкурсного отбора заключается инвестиционное соглашение.

В 2012–2014 годах муниципальной преференцией воспользовались шесть субъектов малого предпринимательства, в результате чего были, в частности, реализованы следующие проекты:

  • создание фермерского хозяйства;
  • создание торгово-закупочного предприятия по закупке и реализации столовых корнеплодов и овощных культур;
  • создание предприятия по производству железобетонных конструкций;
  • создание предприятия по выращиванию продукции растениеводства;
  • создание предприятия по производству изделий из пластмассы.

На рассмотрении находятся еще три заявки. 

Город Ижевск Удмуртской Республики

Город-Ижевск-Удмуртской-Республики.jpg 


1. В целях развития предпринимательства администрация города Ижевска учредила некоммерческую организацию «Ижевский городской фонд поддержки малого и среднего предпринимательства» (http://www.izh.ru/i/info/fond.html, http://msb.udmurt.ru/registry/infr/fpp/94,872433/), которая, помимо предоставления консультаций по юридическим, бухгалтерским, налоговым и иным вопросам осуществления предпринимательской деятельности, оказывает субъектам малого и среднего предпринимательства города финансовую поддержку.

Фонд предоставляет субъектам малого и среднего предпринимательства микрозаймы в размере до 1 млн. руб., а также предоставляет гарантии (поручительства) по кредитным обязательствам перед финансовыми организациями.

В целях повышения информированности предпринимателей о возможности получения финансирования фонд проводит «Дни финансовой помощи», в рамках которых предоставляет бесплатные консультации для лиц, желающих организовать свой бизнес.

Для осуществления основной деятельности администрация города Ижевска предоставила фонду субсидии в виде добровольного имущественного взноса учредителя. Кроме того, фонд получает финансирование в рамках региональной программы развития малого и среднего предпринимательства на реализацию мероприятий по развитию микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Кроме того, городская администрация поддерживает реализацию приоритетных инвестиционных проектов посредством предоставления муниципальных гарантий в соответствии с Порядком предоставления муниципальных гарантий муниципального образования «Город Ижевск», утвержденным решением Городской думы города Ижевска от 30 июня 2011 года № 127 (http://www.izh.ru/i/info/15501.html).

Муниципальные гарантии предоставляются на получение целевых средств, предназначенных для реализации инвестиционных проектов. Решение о предоставлении гарантий принимается на основании заключения комиссии городской администрации в соответствии с программой муниципальных гарантий, утверждаемой решением Городской думы города Ижевска о бюджете города на очередной финансовый год.

ЗАТО «Северск» Томской области    

северск.jpg

Для поддержки предпринимательских проектов администрация ЗАТО «Северск» Томской области в 2013 году учредила некоммерческий фонд «Фонд развития малого и среднего предпринимательства ЗАТО “Северск”» (http://arp-seversk.ru/nekommercheskiy-fond-fond-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-zato-seversk/).

Фонд создан с привлечением средств Топливной компании Росатома «ТВЭЛ» (ОАО «ТВЭЛ»), администрации Томской области и администрации ЗАТО «Северск».

Целью деятельности фонда является оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в целях развития предпринимательства и создания новых высокотехнологичных рабочих мест, в том числе по следующим направлениям:

·      предоставление грантов в размере до 5 млн. руб. на создание высокотехнологичных рабочих мест (предоставляются на условиях софинансирования не более 50% от общей стоимости проекта и не более 300 тыс. руб. на одно создаваемое высокотехнологичное рабочее место);

·      предоставление микрозаймов в размере до 1 млн. руб. на срок до одного года (предоставляются на осуществление вложений во внеоборотные активы и пополнение оборотных средств).

 

1)   РЕКОМЕНДАЦИИ АГЕНТСТВА ПО ИТОГАМ АНАЛИЗА ПРАКТИК

 

По итогам проведенного анализа опыта муниципальных образований Агентство рекомендует практику «Создание и развитие муниципальных объектов финансовой инфраструктуры для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности» для внедрения на муниципальном уровне.

Практика может внедряться во всех типах муниципальных образований.

Для ее внедрения на муниципальном уровне рекомендуется:

1) обеспечить реализацию мероприятий, направленных на участие муниципальных образований в проектах по созданию и развитию финансовой инфраструктуры для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности, инициированных на уровне субъекта Российской Федерации в рамках реализации государственных программ (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, включая региональные программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства и программы развития инновационной деятельности;

2) создание на территории муниципального образования не менее одного объекта финансовой инфраструктуры следующих типов:

  • фонд кредитования бизнеса (основная функция – предоставление кредитов и займов на льготных условиях);
  • микрофинансовая организация (предоставление микрозаймов на приемлемых условиях);
  • муниципальный гарантийный фонд (фонд поручительств) (основная функция – предоставление инвесторам поручительств для обеспечения их обязательств перед кредитными организациями и лизинговыми компаниями), созданный как филиал регионального гарантийного фонда либо как муниципальный гарантийный фонд; 
  • муниципальный залоговый фонд (основная функция – предоставление муниципального имущества в качестве обеспечения кредитов и займов, привлеченных на реализацию инвестиционных проектов);
  • центр поддержки лизинга (основная функция – содействие в заключении договоров финансовой аренды (лизинга);
  • фонд прямых инвестиций (основная функция – предоставление прямых инвестиций на реализацию инвестиционных проектов);
  • консультационный центр (основная функция – предоставление полного спектра консультационных услуг инвесторам в отношении объектов финансовой инфраструктуры на территории субъекта Российской Федерации) и др.;

3) реализовать мероприятия, направленные на получение объектами финансовой инфраструктуры финансовой поддержки со стороны институтов развития и финансовых организаций регионального уровня;

4) разработать и утвердить программу (программы) развития финансовой инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности на долгосрочную перспективу.