Практики

Разработка и размещение в открытом доступе инвестиционного паспорта муниципального образования

2200

Категория: Столицы субъектов и промышленные центры

Теги: Миасс, Челябинская область, Борский район, Нижегородская область, Балаковский район, Саратовская область, Сурский район, Ульяновская область, Ленинградская область, Санкт-Петеребург

Поделиться в социальных сетях

Описание

СУТЬ ПРАКТИКИ 

Инвестиционный паспорт муниципального образования представляет собой комплексный информационный бюллетень, содержащий основные социально-экономические показатели развития муниципального образования, а также иные значимые сведения о муниципальном образовании для инвестора.

Инвестиционный паспорт дает инвестору представление об основных возможностях территории.

Разрабатывая инвестиционный паспорт, муниципалитет заявляет о себе как о партнере для участия в инвестиционной деятельности.

Инвестиционный паспорт должен содержать актуальную информацию, для чего предусматривается возможность ее оперативного обновления и определяется ответственное за это должностное лицо.

 ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Миасский городской округ Челябинской области 

Миасский-городской-округ-Челябинской-области.jpg


Инвестиционный паспорт Миасского городского округа (далее – Паспорт) разработан в 2008 году на основе:

  •  материалов стратегических и программных документов социально-экономического развития муниципального образования;
  • градостроительной документации (разработанной и разрабатываемой) муниципального образования;
  • официальных статистических данных;
  • информации, предоставляемой предприятиями округа.

Паспорт – комплексный информационный бюллетень, содержащий информацию по следующим вопросам:

1)   общие сведения о муниципальном образовании;

2)   параметры социально-экономического развития муниципального образования;

3)   нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность в муниципальном образовании;

4)   информацию об объектах инфраструктуры (объекты гостевого сервиса, социальной сферы) для осуществления инвестиционной деятельности;

5)   информацию о ключевых реализуемых инвестиционных проектах;

6)   контактную информацию об органах власти и местного самоуправления, а также иных организациях, участвующих в инвестиционном процессе.

Помимо общей информации, Паспорт содержит сведения о свободных сформированных земельных участках, которые могут быть предоставлены для реализации инвестиционных проектов. Отдельно выделены данные о свободных сформированных земельных участках:

  • под жилую застройку;
  • для рекреационных целей.

Перечень земельных участков с целевым назначением, имеющих инвестиционную привлекательность, составляется Комитетом по земельным отношениям Миасского городского округа.

Работа по разработке Паспорта выполнялась по следующим этапам:

1) анализ данных действующих муниципальных программ социально-экономического развития, нормативно-правовых актов в сфере регулирования градостроительных и земельно-имущественных отношений;

2) сбор, изучение и обработка иных данных;

3) формирование сводной информации, характеризующей современное состояние территории;

4) разработка Паспорта в печатном виде;

5) размещение электронной версии Паспорта.

Работа по разработке Паспорта проводилась сотрудниками Управления экономики администрации Миасского городского округа в рамках их текущей деятельности и не потребовала дополнительного финансирования из местного бюджета.

Паспорт размещается на официальном интернет-сайте администрации муниципального образования (http://миасс.рф) в разделе «Официально / Экономика».

Печатная версия Паспорта распространяется на различных мероприятиях, проводимых в Миасском городском округе, а также в других регионах страны.

Посредством опубликования и распространения Паспорта осуществляется информирование инвесторов о потенциальных объектах для инвестирования, повышается уровень «инвестиционного имиджа» территории в глазах потенциальных инвесторов.

С точки зрения потенциальных инвесторов информация, содержащаяся в Инвестиционном паспорте Миасского городского округа, обеспечивает следующие возможности:

  • возможность проведения комплексной оценки инвестиционного потенциала территории на основе данных стратегических и программных документов социально-экономического развития муниципального образования, а также градостроительной документации (генерального плана, проектов планировки и межевания, правил землепользования и застройки);
  • возможность подбора свободного земельного участка для реализации инвестиционных проектов;
  • повышение обоснованности принимаемого решения на основе анализа пространственных данных о существующем и планируемом градостроительном развитии территории, включаемых в состав инвестиционного паспорта.

Разработка и публикация инвестиционного паспорта является одним из инструментов инвестиционной политики муниципального образования. Эффективность проводимой инвестиционной политики в Миасском городском округе, определяется существенным ростом показателя инвестиций за последние годы. Так, в период с 2010 по 2013 год инвестиции в основной капитал увеличились более чем в 2 раза (с 1,1 млрд. руб. до 2,4 млрд. руб.).

Борский район Нижегородской области

Борский-район-Нижегородской-области.jpg


Борский район Нижегородской области имеет опыт формирования инвестиционного паспорта муниципального образования более 15 лет. Инвестиционный паспорт Борского района Нижегородской области разрабатывался в комплексе с другими мероприятиями, способствующими формированию благоприятного инвестиционного климата. При разработке инвестиционного паспорта были сформулированы следующие принципы его формирования.

1. Инвестиционный паспорт должен быть ориентирован на конкретную аудиторию – потенциальных инвесторов. Его цель – не просто освещать ситуацию в городе, а содействовать привлечению инвестиций.

2. При изложении следует соблюдать баланс фактов и комментариев. Уход в любую из крайностей приведет либо к недостаточной информативности, либо к избыточной описательности, «размытости» документа.

3. Информация должна излагаться ясным, доступным языком. В частности, следует по возможности избегать узкоспециальной или сугубо научной лексики, а в тех случаях, когда подобные термины необходимы, их значение целесообразно пояснять.

Помимо общего описания социально-экономического положения Борского района (ресурсы, экономика и т.п.), в паспорт было добавлено описание конкретных земельных участков и объектов муниципальной недвижимости с четким описанием границ, обременений и ограничений и т.п. В карточке земельного участка указываются все существенные характеристики предлагаемого к инвестированию участка.

Окончательная версия инвестиционного паспорта Борского района была подготовлена в 1998 году. С этого времени паспорт обновляется ежегодно.

В настоящее время подготовлены как печатная версия паспорта, распространяемая на мероприятиях с участием инвесторов, так и электронная.

Главным органом, координирующим всю деятельность по разработке и актуализации инвестиционного паспорта и его частей, является Отдел экономики и прогнозирования администрации района.

Поддержание инвестиционного паспорта в актуальном состоянии требует организации системы сбора и анализа информации по социально-экономическому развитию, постоянного мониторинга бизнес-среды и инвестиционных предложений, а также создания информационной базы данных по имеющимся инвестиционным площадкам (объектам применения инвестиций).

Данная работа проводится сотрудниками администрации в рамках их текущей деятельности. При этом основная часть затрат (как временных, так и финансовых) приходится на создание информационной базы данных по муниципальной недвижимости, предусматривающее описание основных особенностей объектов недвижимости, их границы и возможности по использованию в инвестиционных целях. Другая часть затрат предусматривает расходы на разработку, создание и подготовку печатного варианта инвестиционного паспорта Борского района, подготовку его электронного варианта и размещение информации в сети Интернет.

Инвестиционный паспорт Борского района размещен на официальном интернет-сайте городской администрации по адресу www.borcity.ru.

Балаковский район Саратовской области

Балаковский-район-Саратовской-области.jpg


В Балаковском районе Саратовской области разработан инвестиционный паспорт муниципального образования.

Инвестиционный паспорт Балаковского муниципального района Саратовской области состоит из следующих разделов:

1) краткая информация о ресурсном и экономическом потенциале Балаковского муниципального района;

2) основные доводы и преимущества, подтверждающие экономическую целесообразность инвестирования в создание новых предприятий на территории Балаковского муниципального района (конкурентные преимущества Балаковского муниципального района, информация о формах государственной поддержки инвестиционной деятельности в Балаковском муниципальном районе);

3) перечень инвестиционных площадок на территории Балаковского муниципального района для размещения инвестиционных объектов;

4) перечень реализованных, реализуемых и планируемых к реализации на территории Балаковского муниципального района инвестиционных проектов;

5) порядки прохождения административных процедур (отвода земельного участка для реализации инвестиционного проекта, получения разрешения на строительство, получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) с описанием пошагового алгоритма и типовыми формами документов;

6) нормативные правовые акты, регулирующие вопросы, связанные с обеспечением функционирования инвестиционного процесса;

7) контактная информация об органах власти и местного самоуправления, а также иных организациях, участвующих в инвестиционном процессе.

Инвестиционный паспорт Балаковского муниципального района разрабатывался с мая 2014 года и был утвержден распоряжением главы администрации Балаковского муниципального района от 27 июня 2014 года № 725-р «Об утверждении Инвестиционного паспорта Балаковского муниципального района» (с изменениями, утвержденными распоряжением главы администрации Балаковского муниципального района от 2 сентября 2014 года № 908-р).

Инвестиционный паспорт является оптимальным инструментом информирования инвестора о ресурсно-сырьевом потенциале территории, формах государственной и муниципальной поддержки, для оценки привлекательности вложения собственного капитала. Это позволит достичь основной цели – реализации инвестиционного проекта с оптимальным использованием финансовых, временных и прочих ресурсов.

Инвестиционный паспорт размещен на официальном интернет-сайте Балаковского муниципального района (http://www.admbal.ru/) в разделе «Внедрение стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Балаковском муниципальном районе».    

Сурский район Ульяновской области

Муниципальные-образования-Ульяновской-области.jpg


Для оказания содействия инвесторам в выборе инвестиционных площадок администрацией Сурского района Ульяновской области разработан инвестиционный паспорт, содержащий следующую информацию:

1) краткую характеристику района;

2) информацию об инженерной инфраструктуре района;

3) основные показатели топливно-энергетического комплекса;

4) оценку потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

5) перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства;

6) перечень и описание мер государственной и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности;

7) при разработке инвестиционного паспорта была специально создана информационная база данных сводных сформированных земельных участков, которые могут использоваться в инвестиционной деятельности.

Мероприятия по актуализации инвестиционного паспорта Сурского района предусмотрены в Муниципальной программе «Формирование благоприятного инвестиционного климата в Сурском районе на 2014–2018 годы», утвержденной постановлением администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области от 30 декабря 2013 года № 684-П-А «Об утверждении муниципальной программы “Формирование инвестиционного климата в муниципальном образовании «Сурский район» Ульяновской области на 2014–2018 годы”». Программа размещена на официальном интернет-сайте администрации Сурского района (http://surskoe.ulregion.ru/) в разделе «Документация / Постановления».

Одним из важнейших качественных результатов работы по разработке и актуализации инвестиционного паспорта района является построение эффективной системы мониторинга развития территории, включающей регулярный анализ данных социально-экономического развития и инвестиционной активности муниципального образования, систему регулярной инвентаризации муниципальных ресурсов. Проведение мониторинга развития района, а также своевременное обновление его результатов способствует повышению информированности существующих и потенциальных инвесторов о состоянии бизнес-среды в районе, помогает планированию развития бизнеса.

Инвестиционный паспорт размещен на официальном интернет-сайте администрации Сурского района Ульяновской области в специально созданном разделе, посвященном инвестиционной деятельности (http://surskoe.ulregion.ru/ekonomika/invest/).

Муниципальные образования Ленинградской области

Муниципальные-образования-Ленинградской-области.jpg 

Во всех муниципальных образованиях Ленинградской области разработаны муниципальные паспорта, содержащие, в частности, подробную информацию для инвестора. Муниципальный паспорт утверждается нормативно-правовым актом администрации муниципального образования.

Муниципальный паспорт включает в себя следующие разделы:

1) характеристика социально-экономического развития муниципального образования;

2) информация об инвестиционной деятельности и крупнейших инвестиционных проектах, реализованных в муниципальном образовании за последние пять лет;

3) инфраструктура;

4) трудовые ресурсы;

5) природный потенциал;

6) приоритеты экономического развития муниципального образования;

7) меры поддержки инвестиционной деятельности;

8) перечень земельных участков, пригодных для создания индустриальных парков и технопарков.

Все инвестиционные паспорта размещены на инвестиционном портале Ленинградской области (lenoblinvest.ru).

РЕКОМЕНДАЦИИ АГЕНТСТВА ПО ИТОГАМ АНАЛИЗА ПРАКТИК

По итогам проведенного анализа опыта муниципальных образований Агентство рекомендует практику «Разработка и размещение в открытом доступе инвестиционного паспорта муниципального образования» для внедрения на муниципальном уровне.

Практика может внедряться во всех типах муниципальных образований.

Для ее внедрения на муниципальном уровне целесообразно разработать инвестиционный паспорт муниципального образования (далее – Инвестиционный паспорт) с учетом следующих рекомендаций.

1. Инвестиционный паспорт представляет собой комплексный информационный бюллетень, содержащий следующую информацию:

1) общую информацию о муниципальном образовании;

2) параметры социально-экономического развития муниципального образования;

3) нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность в муниципальном образовании;

4) перечень объектов инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности;

5) перечень и описание свободных земельных участков для осуществления инвестиционной деятельности;

6) ключевые реализуемые инвестиционные проекты (реестр реализуемых инвестиционных проектов);

7) контактную информацию органов власти и местного самоуправления, а также организаций, участвующих в инвестиционном процессе.

2. При разработке Инвестиционного паспорта рекомендуется исходить из следующих принципов:

1) инвестиционный паспорт должен быть ориентирован на конкретную аудиторию – потенциальных инвесторов (его цель – не просто освещать ситуацию в городе, а содействовать привлечению инвестиций);

2) при изложении следует соблюдать баланс фактов и комментариев;

3) информация должна излагаться ясным, доступным языком (следует по возможности избегать узкоспециальной или сугубо научной лексики, а в тех случаях, когда подобные термины необходимы, их значение целесообразно пояснять).

3. Инвестиционный паспорт муниципального образования может быть разработан как на русском языке, так и переведен на иностранные языки и языки национальных республик субъектов Российской Федерации.

4. Представленную в инвестиционном паспорте информацию целесообразно поддерживать в актуальном состоянии.

5. Инвестиционный паспорт муниципального образования целесообразно опубликовать в местных печатных СМИ и разместить на официальном нтернет-ресурсе об инвестиционной деятельности в муниципальном образовании (отдельном специализированном интернет-портале либо интернет-странице на официальном интернет-сайте администрации муниципального образования, либо интернет-странице на интернет-портале об инвестиционной деятельности субъекта Российской Федерации).

6. Рекомендуется также тиражирование Инвестиционного паспорта на бумажном носителе для распространения на специализированных мероприятиях (к примеру, выставках) с участием инвесторов.