Практики

Разработка документа стратегического планирования в области инвестиционной привлекательности на территории муниципального образования

3737 9:59

Категория: Столицы субъектов и промышленные центры

Теги: Уфа, Череповец, Хабаровск

Поделиться в социальных сетях

Описание

СУТЬ ПРАКТИКИ

Наличие документа стратегического планирования в области инвестиционной деятельности является одним из ключевых элементов формирования инвестиционной политики как важнейшего элемента стратегии социально-экономического развития территории.

Целью разработки стратегического документа развития инвестиционной деятельности на территории муниципального образования является проведение оценки ресурсов и возможностей для развития, а также формирование перечня мероприятий, создающих благоприятные условия привлечения инвестиций для решения ключевых задач социально-экономического развития муниципального образования.

Наличие такого стратегического документа позволяет привлечь инвесторов долгосрочностью заявленных целей развития муниципального образования и предоставлением информации о существующем потенциале территории.

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Городской округ город Уфа Республики Башкортостан

Городской-округ-город-Уфа-Республики-Башкортостан.jpg

Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26 июня 2013 года №19/4 утверждена «Инвестиционная стратегия городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2013–2018 годы» (далее – Инвестиционная стратегия), включающая в себя:

  • общую инвестиционную стратегию городского развития;
  • основные организационные мероприятия, направленные на достижение поставленных целей;
  • перечень необходимых ресурсов для реализации мероприятий;
  • перечень ключевых мер, которые должны быть реализованы органами местного самоуправления в 2013–2018 годы для достижения поставленных в инвестиционной стратегии целей.

Основной целью Инвестиционной стратегии является создание благоприятного инвестиционного климата в городе для обеспечения устойчивого социоэкологоэкономического развития и повышения качества жизни населения. На достижение указанной цели было направлено решение следующих задач:

  1. SWOT-анализ социально-экономического развития города с позиций обеспечения благоприятного инвестиционного климата;
  2. оценка эффективности деятельности исполнительных органов города Уфы в обеспечении инвестиционной привлекательности города;
  3. оценка экономического потенциала и инвестиционной привлекательности города Уфы, в том числе оценка факторов, определяющих инвестиционную привлекательность города Уфы;
  4. выделение стратегических направлений повышения инвестиционной привлекательности города;
  5. определение приоритетов инвестиционного развития города;
  6. разработка мероприятий, взаимосвязанных по целям, задачам, срокам осуществления и ресурсам, направленных на улучшение инвестиционного климата города Уфы;
  7. разработка механизмов реализации стратегии, в том числе путей взаимодействия органов исполнительной власти между собой, направленных на повышение инвестиционного потенциала города Уфы и эффективности его использования;
  8. определение целевых индикаторов успешности реализации Инвестиционной стратегии;
  9. оценка социально-экономических последствий реализации Инвестиционной стратегии.

Результаты проведенной работы по решению обозначенных задач вошли в итоговую редакцию Инвестиционной стратегии.

При разработке инвестиционной стратегии города были последовательно реализованы следующие основные этапы:

  1. подготовительный этап, включающий анализ опыта разработки схожих документов в других городах Российской Федерации, анализ нормативной базы и статистической информации, результатов социологических исследований;
  2. аналитический этап, результатом которого стал анализ оценки инвестиционного потенциала города Уфы, в том числе SWOT-анализ условий обеспечения благоприятного инвестиционного климата города;
  3. стратегический этап, в рамках которого были определены стратегические приоритетные направления инвестиционного развития города Уфы;
  4. организационно-экономический этап, на котором была проведена оценка ожидаемых социально-экономических результатов реализации инвестиционной стратегии, разработаны механизм ее реализации и порядок представления отчетности об ее исполнении;
  5. заключительный этап, на котором был сформирован прогноз социально-экономического развития с использованием агрегированной экономико-математической модели развития города Уфы до 2018 года.

В целях реализации указанных этапов были сформированы рабочие группы (по отраслевым приоритетам) с участием должностных лиц городской администрации, а также составлен календарный план работ.

В состав мероприятий Инвестиционной стратегии вошли:

  • разработка и ведение «светофора» свободных инвестиционных площадок с ГИС-схемой;
  • разработка и внедрение Инвестиционного интернет-портала;
  • реализация мероприятий в рамках политики импортозамещения;
  • строительство объектов инфраструктуры туристско-рекреационного кластера;
  • создание и продвижение на национальном и мировом туристских рынках бренда туристического кластера;
  • создание системы событийного туризма;
  • реализация системы мер по привлечению инвестиций в рамках саммитов ШОС и БРИКС;
  • строительство социального жилья;
  • строительство сети доходных домов;
  • строительство парковок легкового транспорта;
  • формирование инвестиционных площадок для размещения высокоэффективных производств с подключением к инфраструктурным объектам;
  • реализация мероприятий по предоставлению преференций при подключении к объектам инженерной инфраструктуры отдельным категориям инвесторов;
  • внедрение рейтинговой системы мониторинга инвестиционной привлекательности объектов инженерной инфраструктуры в части сокращения затрат и сроков по подключению к ним и др.

Основные тезисы инвестиционной стратегии изложены в презентационном материале, который вместе с полным текстом документа размещен на инвестиционном интернет-портале города Уфы.

Город Череповец Вологодской области

Город-Череповец-Вологодской-области.jpg

Документом стратегического планирования города Череповца Вологодской области является Стратегия развития города Череповца до 2022 года «Череповец – город возможностей», утвержденная постановлением мэрии города Череповца от 8 июля 2013 года № 3147 (далее – Стратегия).

Стратегия содержит следующие основные разделы:

  1. факторы развития города;
  2. основные принципы формирования Стратегии;
  3. видение и стратегическая цель развития города;
  4. основные направления развития города;
  5. «Дерево целей» Стратегии;
    • развитие человеческого потенциала;
    • развитие территории;
    • развитие экономики;
  6. продвижение города (бренд «Череповец – город возможностей» как основной инструмент продвижения);
  7. управление реализацией Стратегии.

Стратегическая цель развития города до 2022 года определена как «Череповец – благополучный, экономически развитый город».

Исходя из стратегической цели, были определены три приоритетных направления развития города (развитие человеческого потенциала, развитие территории и развитие экономики), по которым дается детализированное описание стратегических мер муниципальной политики.

Реализация мероприятий Стратегии осуществляется в рамках муниципальной программы «Повышение инвестиционной привлекательности города Череповца на 2013–2015 годы» (утверждена постановлением мэрии города от 10 октября 2012 года № 5374), ответственным за реализацию мероприятий которой выступает АНО «Инвестиционное агентство “Череповец”».

При разработке Стратегии органами местного самоуправления проводились аналитические мероприятия в партнерстве с представителями заинтересованных органов власти и местного самоуправления, бизнес-сообщества и научных организаций.

  1. Реализован проект «Форсайт города Череповца». Основная цель проекта – выявление возможных путей развития города и перспективных ниш в городской и региональной экономике, способных сбалансировать негативные последствия отраслевых кризисов и изменений в структуре рынка труда, а также формулирование необходимых шагов по обеспечению устойчивого развития города. По результатам реализации проекта «Форсайт города Череповца» был утвержден Комплексный инвестиционный план модернизации города.
  2. Проведен Форум Союза городов Центра и Северо-Запада России «Города. Стратегии. Развитие». Основная цель форума – определение путей развития городов в посткризисную эпоху, поиск эффективных инструментов их развития. В работе форума приняли участие представители федеральных органов власти, представители органов местного самоуправления 25 городов, входящих в Союз городов Центра и Северо-Запада России.
  3. Проведен анализ результатов реализации предыдущей стратегии развития города на 2002–2012 годы «Череповец – город лидеров», в том числе анализ эффективности реализованных мероприятий, выявление проблем, помешавших реализации всех намеченных планов.
  4. Проведен ряд социологических исследований, в ходе которых собраны и проанализированы мнения жителей города:
    • «Череповец глазами детей» (среди учащихся 3, 6, 8, 10-х классов);
    • «Социально-экономическое положение города с точки зрения работающего населения»;
    • «Череповец вчера, сегодня, завтра» (среди горожан пенсионного возраста).
    На основании проведенных исследований был создан визуальный ряд образа будущего Череповца.
  5. Проведены стратегические сессии с привлечением широкого круга экспертов и заинтересованных участников. Проведение сессий позволило разработать концепцию Стратегии, конкретизировать приоритетные направления развития города и поставить долгосрочные стратегические цели по всем направлениям. По каждому приоритетному направлению была создана рабочая группа, в которую вошли представители заинтересованных органов власти и местного самоуправления, бизнес-сообщества и научных организаций.
  6. Проведена конференция «Череповец – территория развития». На конференции обсуждались вопросы стратегического планирования, привлечения инвестиций, развития механизмов государственно-частного партнерства, энергосбережения. В рамках конференции состоялось пять круглых столов, среди них – круглый стол «Экономические стратегии российских городов в современных условиях». В формате свободного обсуждения участники круглого стола поделились опытом разработки и реализации экономических стратегий, обсудили вопросы современных вызовов и тенденций развития.
  7. Проведены публичные слушания проекта Стратегии. Проект Стратегии размещался для обсуждения в средствах массовой информации, сети Интернет, выносился для обсуждения на встречах руководителей города с заинтересованными горожанами.

С полным текстом Стратегии можно ознакомиться на официальном интернет-сайте мэрии города Череповца.

Город Хабаровск Хабаровского края

Город-Хабаровск-Хабаровского-края.jpg

В городе Хабаровске реализуется «Стратегический план устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года», утвержденный решением Хабаровской городской думы от 26 сентября 2006 года № 306 (в ред. решения Хабаровской городской думы от 22 мая 2012 года № 593) (далее – План).

В соответствии с заложенными в Плане основными приоритетами социально-экономического развития разработана комплексная система мер, учитывающая экономическую политику государства и региона, а также интересы жителей города и субъектов предпринимательской деятельности, а также смену парадигмы эксплуатации природной среды.

Миссией города на территории Хабаровска определено создание крупного селитебного центра на Дальнем Востоке, позволяющего осуществить масштабное привлечение населения на постоянное местожительство не только из северных районов региона, но и из других частей России, а также из стран СНГ.

В Плане определены приоритетные направления развития города, цели и основные задачи, мероприятия, а также ожидаемые результаты. В целях реализации Плана разработан 21 социально-экономический проект, включающий описание основных целей, задач, мероприятий и ожидаемых результатов, по следующим четырем приоритетным направлениям развития города:

  1. создание условий для комфортного и безопасного проживания хабаровчан, обеспечение высокого качества жизни (переход к инновационному типу развития экономики как главное требование времени и условие повышения конкурентоспособности города, улучшение жилищных условий населения, формирование комфортной и безопасной городской среды, развитие социальной инфраструктуры);
  2. инновационное развитие социальной сферы (развитие инновационной деятельности в сфере образования, увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи, предоставление гражданам социальных услуг с использованием информационных и телекоммуникационных технологий);
  3. создание административно-политического центра России на Дальнем Востоке (стратегические приоритеты в развитии города как центра международного сотрудничества, решение комплекса задач по продвижению имиджа Хабаровска в качестве административно-политического центра России на Дальнем Востоке, в том числе опережающее развитие всей сопутствующей бизнес-инфраструктуры, формирование «электронного муниципалитета», включение информационных ресурсов местного самоуправления в единое городское интернет-пространство);
  4. формирование регионального торгово-транспортного логистического центра (необходимость развития улично-дорожной сети, приоритетное развитие общественного транспорта и строительство объектов транспортной инфраструктуры, обеспечивающих улучшение дорожно-транспортной ситуации).
Дерево целей Плана реструктуризировано в связи с необходимостью формирования комплексного стратегического подхода и аккумуляции ресурсов в наиболее перспективных сферах социально-экономического развития города.

Выделены пять приоритетных направлений реформирования работы органов местного самоуправления, реализация которых призвана повысить ее эффективность и качество:
  1. совершенствование методов муниципального управления с учетом стратегических целей, а не конъюнктурных факторов;
  2. усиление целенаправленности и ответственности за распределение услуг за счет более пристального внимания к интересам различных социальных групп;
  3. улучшение качества услуг, внедрение инновационных подходов, прогрессивного практического опыта;
  4. использование информационных технологий для более полного удовлетворения потребностей граждан и распространения услуг через электронные сети;
  5. изменение системы стимулирования муниципальных служащих (за счет оптимизации системы оценки ключевых показателей эффективности их работы).

За время реализации Плана объем промышленного производства на территории городского округа вырос вдвое, оборот розничной торговли возрос в 2,3 раза, оборот общественного питания – в 2 раза, производство работ и оказанных услуг возросло в 1,4 раза, производительность труда увеличилась на 70%, достигнув 1200 тыс. руб./человека.

Сохраняется устойчивая тенденция роста субъектов малого предпринимательства, доля оборота которых в общем обороте организаций города достигает почти 40%, численность занятых в малом бизнесе постоянно увеличивается и составляет 32% от общей численности занятых в экономике города.

Позитивные изменения в экономике позволили ежегодно направлять на социальные расходы более 65% доходов городского бюджета, и как результат обеспечить реализацию социальных программ.

С полным текстом «Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года», а также информацией о его реализации можно ознакомиться на официальном интернет-сайте администрации города Хабаровска в разделе «Управление экономического развития / Экономика».

хабаровск1.jpg

РЕКОМЕНДАЦИИ АГЕНТСТВА ПО ИТОГАМ АНАЛИЗА ПРАКТИК

По итогам проведенного анализа опыта муниципальных образований Агентство рекомендует практику «Разработка документа стратегического планирования в области инвестиционной деятельности на территории муниципального образования» для внедрения на муниципальном уровне. Практика может внедряться во всех типах муниципальных образований.

Для ее внедрения на муниципальном уровне целесообразно разработать и приступить к реализации документа стратегического планирования в области инвестиционной деятельности на территории муниципального образования (далее – Инвестиционная стратегия) с учетом следующих рекомендаций.

  1. Инвестиционная стратегия может быть оформлена в виде самостоятельного стратегического документа либо раздела Стратегии социально-экономического развития муниципального образования.
  2. Инвестиционная стратегия определяет цели инвестиционной политики, основные направления и приоритеты в привлечении инвестиций на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
  3. В Инвестиционной стратегии рекомендуется отражать следующую информацию:
    1. исходные предпосылки формирования политики привлечения инвестиций на территории муниципального образования, в том числе:
      • оценку доступных ресурсов развития экономики муниципального образования (кадровые, инфраструктурные, производственные, информационные, рекреационные и другие);
      • видение текущих конкурентных преимуществ и слабых сторон муниципального образования (относительно других муниципальных образований) с точки зрения инвестиционной привлекательности;
      • оценку потенциальных точек роста экономики муниципального образования, в том числе выявление приоритетных направлений инвестиционной деятельности на территории муниципального образования; комплекс мероприятий, направленных на продвижение муниципального образования и маркетинга территории;
    2. видение результата;
    3. описание взаимосвязанных по целям, задачам, срокам осуществления и ресурсам мероприятий, обеспечивающих рост инвестиций в экономику муниципального образования.
  4. Для целей реализации Инвестиционной стратегии рекомендуется принятие муниципальной программы, закрепляющей перечень мероприятий, создающих благоприятные условия привлечения инвестиций и ответственных за реализацию мероприятий.
  5. Разработку Инвестиционной стратегии рекомендуется осуществлять публично с привлечением экспертов, предпринимателей и инвесторов, проект инвестиционной стратегии разместить в местных печатных СМИ и на интернет-ресурсе об инвестиционной деятельности в муниципальном образовании в целях проведения общественного обсуждения.
  6. В рамках Инвестиционной стратегии целесообразно закрепить:
    1. структуру и периодичность подготовки отчетности о реализации мер, значениях целевых показателей и их соответствии плановым значениям;
    2. личную ответственность руководителей за реализацию конкретных мер и достижение целевых значений плановых показателей;
    3. учет достижения плановых показателей при оценке деятельности руководителей органов местного самоуправления (показатели должны быть измеримыми).
    4. регулярную публикацию отчетов по результатам достижения плановых значений целевых показателей и реализации ключевых мер.
  7. Рекомендуется подготовить презентационный материал, в котором в понятной и доступной форме изложить основные положения инвестиционной стратегии для предпринимателей.
  8. Утвержденную Инвестиционную стратегию муниципального образования вместе с презентационным материалом целесообразно опубликовать в местных печатных СМИ и разместить на официальном интернет-ресурсе об инвестиционной деятельности в муниципальном образовании (на отдельном специализированном интернет-портале либо интернет-странице на официальном интернет-сайте администрации муниципального образования, либо интернет-странице на интернет-портале об инвестиционной деятельности субъекта Российской Федерации).