Что привлекает инвесторов на территорию?


Какие конкретные действия нужны для роста инвестиционной привлекательности территории? Эксперт нашей Академии, Андрей Крылов, провел проектные сессии в различных регионах с более чем 50 муниципальными образованиями и опросил инвесторов, предпринимателей, глав МО и их заместителей по экономике, региональных и федеральных чиновников, а также своих коллег в РАНХиГС и ВШГУ.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Крылов Андрей Владимирович – социолог, бизнес-тренер, партнер Living Eyes Consulting, участник регионального форсайта «Кама-2035», модератор проекта «Моногорода» РАНХиГС, эксперт Национальной премии «Бизнес-Успех»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Андрей выяснил каковы критерии, по которым инвестор выбирает то или иное муниципальное образование для своих инвестиций и что нужно, чтобы увеличить шансы выбора инвестором МО. Им была создана инструментальная модель «Инвестиционного выбора территории» и сейчас разрабатывается соответствующий курс для Академии. Модель продолжает пополняться лучшими практиками муниципальных образований по развитию инвестиционной привлекательности. Эта статья об этой модели, о том по каким критериям инвестор выбирает МО. Дополнительно в группах vk.com/pmgov и fb.com/groups/pmgov Вы можете посмотреть примеры по развитию инвестиционной привлекательности территорий или внести свой вклад в лучшие практики по её развитию.

В статье пойдёт речь о разработанной инструментальной модели «Инвестиционного выбора территории». Данная модель является инструментом для формирования плана работ по повышению инвестиционной привлекательности территорий. В ходе стратегических сессий и опросов экспертов была сформирована следующая схема последовательности принятия инвестором решения об инвестициях в территорию:


Такова воронка критериев принятия инвестиционного решения инвестором. На каждом уровне выбор, который делает инвестор между муниципальными образованиями, сужается. Администрации МО важно соответствовать тому, как воспринимает информацию и делает свой выбор именно инвестор, а не как «кажется» верным администрации. Например, администрация чаще мыслит понятиями: бюджет, улицы, город, выборы, совещания, район, благоустройство, зима, отопление, отчёт, финансирование, дети, горожане, МСП и т.п. А предприниматель – инвестор мыслит по-другому, например, понятиями: прибыль, банки, проценты, клиенты, конкуренты, займы, курс, рынок, стартапы, подрядчики, кредиты, производство, M&A, персонал, зарплата, бухгалтерия, партнёры.


Инструментальная модель «Инвестиционного выбора территории» устроена именно с позиции восприятия инвестора. Разработанная модель устроена по следующей схеме:

1 уровень модели. Блоки критериев выбора (они даны в воронке);

2 уровень модели. Непосредственно набор критериев выбора территории инвестором;

3 уровень модели. Показатели реализации данного критерия на территории;

4 уровень модели. Конкретные действия и практики администраций по повышению инвест.привлекательности территории в соответствии с показателем выбора инвестора.

Разберём модель подробнее на примерах. Каждый блок критериев (1 уровень) модели состоит из набора критериев выбора инвестором по данному блоку (2 уровень). Так первый блок критериев «Базовые критерии: безопасность, прибыль, репутация» (1 уровень) состоит из следующих критериев выбора инвестора (2 уровень):

Второй блок критериев модели выбора инвестором территории – блок «Необходимые критерии: инфраструктурные и ресурсные» (1 уровень). Он содержит критерии выбора инвестора (2 уровень):

Третий блок критериев модели выбора инвестором территории – блок «Партнёрская позиция администрации» (1 уровень). Этот блок в свою очередь состоит из следующих критериев выбора инвестором (2 уровень):

Дополнительными критериями выбора инвестора территории для своего проекта могут быть:

В свою очередь каждый критерий из перечисленных выше (2го уровня) модели выбора инвестором территории состоит из показателей реализации данного критерия на территории (3 уровень) и конкретных действий и практик администраций территории (4 уровень), которые ведут к тому, что инвестор примет решение по данному критерию положительно.

Например, первый критерий выбора инвестором «Понятные и предсказуемые «правила игры», степень безопасности …» (2 уровень) в первом блоке критериев «Базовые критерии: Безопасность, прибыль, репутация» (1 уровень) состоит в свою очередь из таких показателей реализации критерия на территории (3 уровень) как:

Ещё один пример показателей реализации критерия на территории администрации для критерия «Личная заинтересованность администрации в реализации инвест.проектов…» (блок «Партнёрская позиция администрации»):

Самое практичное в инструментальной модели «Инвестиционного выбора территории» инвестором – это набор конкретных практик и действий администрации по повышению инвест.привлекательности территории (4 уровень). Эти действия и практики есть для каждого критерия выбора инвестора. Например, хорошими практиками являются:

Этот список можно продолжать, но как было сказано выше, в группах vk.com/pmgov и fb.com/groups/pmgov Вы можете посмотреть другие материалы и примеры по развитию инвест. привлекательности территорий или внести свой вклад в лучшие практики по её развитию.