Анализ влияния региональных систем образования на социально-экономическое развитие территории


Несмотря на значительный объем исследований в этом направлении, большинство из них носит теоретический характер и базируется либо на общефилософских рассуждениях, либо на конкретных эмпирических фактах, но взятых из отдельных регионов нашей страны.

Несмотря на значительный объем исследований в этом направлении, большинство из них носит теоретический характер и базируется либо на общефилософских рассуждениях, либо на конкретных эмпирических фактах, но взятых из отдельных регионов нашей страны.

В рамках данной статьи мы продемонстрируем наличие тесной связи между отдельными индикаторами, характеризующими региональную систему образования и уровнем развития предпринимательской активности в конкретном регионе. В качестве основных индикаторов мы будем использовать такие показатели как: число преподавателей, проживающих в конкретном регионе, количество малых предприятий региона на 10000 человек и ежегодный оборот малого и среднего бизнеса в регионе, рассчитанного в рублях (Рис.1)2

Рис. 1 Связь региональной системы образования с развитием малого предпринимательства.

В качестве эмпирических были использованы данные официальной статистики по регионам РФ за 2015 год. На графике (рис. 1) представлено распределение регионов нашей страны (каждая точка соответствует одному региону) по трем параметрам, указанным выше. По оси Х представлено число вузовских преподавателей, проживающих и работающих в региональных университетах, по оси Y годовой оборот предприятий малого и среднего бизнеса, размер точек отражает количество малых предприятий региона в расчете на 10000 человек. Пунктирными линиями на графике обозначены средние значения по каждой оси (среднее число преподавателей по стране и средний объем оборота предприятий малого бизнеса). Кроме этого, в основной график встроена еще одна небольшая диаграмма, которая отражает зависимость между количеством преподавателей и числом малых предприятий в расчете на 10000 человек (по оси Х — отложены преподаватели, по оси Y - число малых предприятий). Эта диаграмма позволит более наглядно увидеть те выводы, которые будут сделаны ниже.

Полученные результаты являются достаточно неожиданными, но еще в большей степени подтверждают тезис данного модуля о важности развития системы регионального образования для повышения социально-экономического и социокультурного развития территории. Проанализируем полученные результаты.

Во-первых, отметим, что число университетских преподавателей коррелирует как с числом предприятий малого бизнеса, так и с годовым оборотом малых предприятий. При этом, можно видеть (и исходя из размеров точек и на основе встроенного графика), что связь между числом преподавателей и числом предприятий малого бизнеса недостаточно сильная. Другими словами, небольшая связь между этими параметрами имеется, но она не носит ярко выраженного характера. Так можно видеть, что точки разных размеров встречаются на всех сегментах общего графика, а на встроенной диаграмме виден серьезный разброс регионов с точки зрения взаимоотношений этих параметров (количества преподавателей и числа малых предприятий). В то же время, если обратить внимание на встроенную диаграмму, то можно увидеть, что разброс регионов наиболее велик в начале графика, там, где число преподавателей в регионе меньше среднего значения по стране в целом. Далее число регионов, которые следуют общей тенденции, когда увеличение числа преподавателей приводит к росту малых предприятий, возрастает и разброс значений становится меньше. Это свидетельствует о том, что при достижении определенной критической массы профессорско-преподавательского состава региональных университетов (выше 2500 человек), этот креативный класс начинает в большей степени влиять на предпринимательскую активность территории.

Во-вторых, более интересную и выраженную связь мы наблюдаем между числом вузовских преподавателей и годовым оборотом предприятий малого бизнеса. Если измерить коэффициент корреляции между эти двумя параметрами, то он будет равняться 0,84 (коэффициент корреляции изменяется от 0 до 1, чем он выше, тем сильнее связь между параметрами), что, безусловно, свидетельствует об очень сильной связи. Более того, мы можем сказать, что если опираться на данные официальной статистики, то можно констатировать что появление в регионе каждого нового преподавателя университета приводит к росту общего годового оборота предприятий малого бизнеса на 0,1 млрд. рублей. Безусловно, не все регионы соответствуют данной модели, на графике можно видеть, что ряд точек находится далеко за пределами голубого «коридора» и не вписывается в общий тренд, тем не менее, общая логика взаимодействия между двумя параметрами является очевидной. В данном контексте необходимо сделать важное замечание. Наличие корреляции между указанными параметрами не говорит о том, что они связаны причинно-следственными связями. Нельзя утверждать, что механическое добавление преподавателей в регионе, автоматически приведет к росту капитализации малого и среднего бизнеса. Наличие такой сильной связи скорее говорит о том, что за этими двумя параметрами стоит еще какое-то явление, которое оказывает влияние на оба этих показателя (число преподавателей и годовой оборот малых предприятий). Думается, что этим скрытым параметром является инвестиционная привлекательность территории, существование большого числа креативных, проактивных, предприимчивых жителей, которые заинтересованы в развитии своего региона. Это, в свою очередь, оказывает влияние и на развитие региональной образовательной системы, которая становится способной создавать привлекательный и эффективный образовательный продукт для региона, в том числе и для представителей малого и среднего бизнеса, что, в свою очередь, повышает производительность их деятельности и ведет к росту капитализации бизнеса. Другими словами, увеличение в регионе креативного класса (к числу которого безусловно относится и преподавательское сообщество университетов) ведет к развитию предпринимательской и социальной активности в территории, росту ее привлекательности. При этом важно и то, что развитие креативного класса так же невозможно без региональной и муниципальной системы образования, которая должна формировать необходимые компетенции начиная с начальной школы.

В-третьих, все представленные регионы условно разделены нами на 4 сегмента, которые образуются пересечениями пунктирных линий (распределение регионов по сегментам представлено в Приложении 1). Как можно видеть, значительная часть субъектов РФ находится сегодня в сегменте со значениями ниже средних (число преподавателей ниже среднего, оборот малых предприятий ниже среднего), что свидетельствует о недостаточном развитии образовательных проектов, способствующих росту предпринимательской и социальной активности. При этом важно и то, что количество регионов, где число преподавателей выше среднего, а годовой оборот малых предприятий ниже среднего, очень незначительно (три региона), в то время как регионы с малым количеством преподавателей (ниже среднего) и высоким годовым оборотом (выше среднего) отсутствуют. Это так же подтверждает вывод о серьезной связи (хоть и не причинно-следственной) между этими двумя параметрами.

Таким образом, проведенный анализ демонстрирует тот факт, что образовательная региональная система оказывает серьезное влияние не только на социокультурное развитие региона, что выглядит достаточно очевидным, но и на реальные экономические процессы, в частности рост эффективности предприятий малого и среднего бизнеса. Это, в свою очередь, становится важнейшим фактором развития любой территории, поскольку именно предпринимательская активность и рост эффективности предприятий малого и среднего бизнеса являются необходимыми условиями изменения социально-экономического положения субъекта РФ.

Рост числа университетских преподавателей способствует повышению их качества еще и потому, что чем больше в регионе доцентов и профессоров, тем выше вероятность появление в этой среде проактивных, креативных, предприимчивых людей, которые начинают транслировать свои принципы и компетенции в студенческую среду, из которой впоследствии могут выйти эффективные предприниматели, муниципальные управленцы, гражданские активисты. Поэтому, в данном случае, мы можем с уверенностью говорить о выполнении закона перехода количества в качество, когда увеличение числа представителей отдельной социальной группы (университетские преподаватели) приводит к качественным изменениям социально-экономического развития территории.

Таким образом, проведенный анализ позволяет констатировать, что активность ряда регионов и муниципальных образований по развитию региональной образовательной системы является важным и значимым шагов по социально-экономическому и социокультурному развитию конкретной территории.