Анализ туристической индустрии российских регионов


Сегодня во всем мире идет поиск механизмов и инструментов развития отдельных территорий. При этом не утихает спор о ключевых направлениях и факторах такого развития.

Одним из важнейших ресурсов повышения привлекательности конкретного региона или муниципального образования является деятельность по развитию туризма, по инициированию различного рода событий и мероприятий, позволяющих привлекать значительные потоки гостей.

Говоря о туризме как факторе инвестиционной привлекательности российских регионов, важно проанализировать ситуацию в сфере туристической индустрии, которая имеется на сегодняшний день. Сегодня существует большое количество различного рода индикаторов и показателей, характеризующих развитие туристической отрасли в мире в целом, и нашей стране в частности. В рамках данной статьи мы будем использовать два обобщенных показателя, которые, на наш взгляд, наиболее полно отражают региональную специфику в области развития туристической индустрии.

Первый показатель[1] — это соотношение туристического потока в том или ином регионе и числа туристических фирм, официально зарегистрированных в конкретном субъекте РФ (рис.1).       

Рис. 1 Распределение количества туристических фирм и туристов, получивших тур.услуги

(среднее значение за 2005, 2010-2015 гг.)

 

Нами были взяты средние значения данных показателей, начиная с 2005 года. Их распределение представлено на графике, где каждая точка обозначает конкретный субъект РФ, а пунктирные линии представляют собой средние значения по числу туристов и туристических фирм, попавших в нашу выборку. Как можно видеть все регионы нашей страны могут быть отнесены к одному из 4-х квадрантов, образуемых пересечением пунктирных линий. Первый квадрант (число туристических фирм выше среднего, число туристов выше среднего) характеризует ситуацию, когда достаточно большое количество турфирм генерирует большой туристический поток, превышающий средние значения по стране. Данный сегмент можно обозначит термином «производительность». Действительно, возникающие туристические фирмы, не просто существуют на бумаге, а способствуют привлечению новых туристов. Таких субъектов РФ не так много, их количество на начало 2017 года составляет — 22 региона (Приложение 1).

Второй квадрант (число туристических фирм ниже среднего, число туристов выше среднего) назван нами «эффективность». В данном сегменте сосредоточены регионы, в которых небольшое (ниже среднего) число турфирм, работает с достаточно большим потоком туристов (выше среднего значения).  Такая ситуация может быть связана как с исторически сложившейся привлекательностью данных регионов, так и со системной политикой региональной и муниципальной власти по привлечению туристов и увеличению туристического потока.  Количество регионов, которые относятся ко второму сегменту равняется шести субъектам РФ (Приложение 1).

Регионы, входящие в третий квадрант (число туристических фирм и число туристов ниже среднего) доминируют сегодня в пространстве РФ. Этот сегмент мы назвали «потенциал», поскольку именно в нем сосредоточены те регионы, которые должны и способны в ближайшие годы повысить свою туристическую активность через создание новой туристической инфраструктуры и сервисов. Количество регионов, входящих в третий квадрант равняется — 42 субъектам (Приложение 1).

Наконец, четвертый квадрант (число турфирм выше среднего, число туристов ниже среднего) демонстрирует все характеристики неэффективности. Действительно, не смотря на достаточно большое число туристических компаний, они не способны на сегодняшний момент обеспечить достаточно высокий приток туристов в регион, тем самым, создав условия для привлечения дополнительных ресурсов в бюджет конкретного муниципального образования. В данный сегмент входит 8 регионов (Приложение 1). 

Таким образом, можем констатировать, что сегодня российские регионы достаточно сильно дифференцированы с точки зрения туристической инфраструктуры, эффективности деятельности по привлечению туристического потока, туристических сервисов.

Второй показатель[2] характеризует коммерческую составляющую туристической индустрии регионов РФ, и рассматривается нами как отношение объема туристических услуг, оказанных населению, и объема услуг, оказанных гостиницами и другими средствами размещения туристов (рис. 2). Данный показатель, во-первых, позволит сделать выводы о доминировании стратегии внутреннего или внешнего туризма в том или ином регионе, а во-вторых, о том, какова потенциальная «длительность» туристического маршрута в конкретном регионе, способна ли туристическая инфраструктура конкретного субъекта РФ, создать ситуацию, когда турист посещает регион более чем на один день, оставляя деньги не только в музеях и т. д., но и в гостиницах. Представленный ниже рисунок демонстрирует распределение субъектов РФ по данному показателю.

Рис. 2 Распределение регионов РФ с точки зрения объема туристических услуг и услуг гостиниц

На рисунке представлено распределение регионов по двум параметрам: услуги, оказанные туристам и услуги проживания в гостиницах и других специализированных объектах. Пунктирные линии означают средние значения по каждому показателю, цветом обозначены регионы, попавшие в тот или иной квадрант на первом и втором рисунках (с точки зрения количества туристических фирм и числа туристов, посетивших регион). Как можно видеть, практически все регионы, которые вошли в первый квадрат (на 1 рис.) также вошли в первый сегмент с точки зрения объемов туристических услуг (рис. 2). Регионы второго квадранта переместились в третий сектор (где услуги туристам и услуги гостиниц ниже среднего значения), регионы третьего квадранта, который мы назвали «потенциал» на третьем рисунке также почти все попали в третий сегмент, характеризующийся низкими показателями услуг, оказанных туристам. В то же время, регионы, которые с точки зрения числа туристических фирм и числа туристов демонстрировали низкие показатели (четвертый квадрант на рис. 1), с точки зрения объема услуг переместились в первый, второй и третий секторы на рисунке 2.

Таким образом, можем констатировать тот факт, что представленные нами показатели развития туристической индустрии регионов России связаны между собой и позволяют увидеть ключевые противоречия в данной сфере.

Сделаем обобщающие выводы на основе двух показателей развития сферы туризма, представленных в данном модуле.

Во-первых, отметим, что рост числа туристических фирм, работающих эффективно и привлекающих большое число туристов (как минимум выше среднего по стране) способствует тому, что они активно пользуются услугами гостиниц и других объектов для проживания, а также вовлекаются в различные рода туристические проекты, события и т. д. Этот факт подтверждается тем, что большинство регионов, имеющих высокий туристический поток и достаточное число туристических фирм, демонстрируют высокие показатели (выше средних по стране) и с точки зрения объема оказанных туристам услуг и собственно финансов, привлеченных от туриндустрии.

 Во-вторых, в тех регионах, где число туристических фирм ниже среднего, но при этом туристический поток выше среднего (второй квадрант, рис. 1) объем прибыли от туристов и готовность их проживать в гостиницах региона ниже средних (на рис. 2 все точки красного цвета, отражающие второй квадрант, находятся в третьем сегменте, ниже средних значений по обоим показателям). По всей видимости, это связано с тем, что отсутствие достаточного числа туристических фирм и туристических сервисов приводит к тому, что туристы хотя и едут в эти регионы, но не остаются в них, рассматривая их как транзитные. В данном случае, речь идет о необходимости создания и развития механизмов удержания таких гостей региона, с тем чтобы они оставались на территории как минимум на одни сутки. Отметим, так же, что по всей видимости, туристы посещающие регионы второго квадранта выбирают достаточно дешевые услуги в туристической сфере, оставляя в регионе лишь незначительные финансовые ресурсы, что так же ставит вопрос о системном изменении модели управления туристическими потоками и развитии туристический индустрии данных субъектов РФ.  

В-третьих, значительное число регионов, как и на первом графике (рис. 1) находятся в третьем квадранте (сегменте), когда показатели объема оказанных услуг и объема услуг гостиниц находятся ниже среднего значение по стране в целом. В данном случае наблюдается прямая закономерность, когда недостаточное число эффективных туристических сервисов ведет к небольшому туристическому потоку, что, в свою очередь, становится фактором низких доходов от деятельности туристической индустрии региона. Здесь можно говорить о серьезном потенциале данных территорий, необходимости системной работы по формированию и реализации стратегии привлекательности региона в целом и отдельных муниципальных образований в частности.

В-четвертых, можно указать, что регионы, в которых достаточно большое количество туристических фирм (выше среднего) генерировало маленький поток туристов (ниже среднего), с точки зрения объема туристических услуг и финансовых поступлений в регион демонстрируют более высокие показатели (часть регионов попало в первый сегмент, часть во второй и третий). В данном случае, мы наблюдаем тот факт, что, не смотря на небольшой туристический поток, данные территории «выжимают» из каждого туриста по максимуму, вовлекая его во все возможные мероприятия, события, туристические проекты, создавая условия для того, чтобы он оставался на территории муниципалитета как можно дольше. Безусловно, это связано и с отдаленностью данных территорий от столицы и центра России, что не позволяет, например, бизнес-туристам ограничиваться однодневным посещением региона. Тем не менее, причина не только в этом, но и в существовании эффективных практик работы с туристическим потоком и гостями региона в целом.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что сегодня в нашей стране, в большинстве регионов имеется серьезный потенциал как для развития туристической индустрии, так и для реализации наиболее эффективных практик привлечения туристов и их сопровождения.  

 

 Приложение 1 Распределение регионов по квадрантам с точки зрения отношения числа туристических фирм и туристов

(иллюстрация к рисунку 1)

 

Регион

Число туристов

Тур.фирмы

Квадрант

Владимирская область

58.50

168.14

Первый квадрант

Калужская область

32.91

119.71

Первый квадрант

Московская область

79.99

475.43

Первый квадрант

Вологодская область

38.26

123.43

Первый квадрант

Краснодарский край

126.80

384.57

Первый квадрант

Волгоградская область

24.46

151.14

Первый квадрант

Ростовская область

50.06

302.57

Первый квадрант

Ставропольский край

32.16

169.00

Первый квадрант

Республика Башкортостан

40.61

277.00

Первый квадрант

Республика Татарстан

87.86

372.43

Первый квадрант

Пермский край

47.84

247.14

Первый квадрант

Нижегородская область

81.37

254.14

Первый квадрант

Самарская область

54.76

218.71

Первый квадрант

Свердловская область

67.29

309.43

Первый квадрант

Тюменская область

24.49

288.14

Первый квадрант

Челябинская область

42.69

304.43

Первый квадрант

Алтайский край

32.81

132.29

Первый квадрант

Красноярский край

27.86

233.71

Первый квадрант

Иркутская область

25.77

159.86

Первый квадрант

Кемеровская область

21.33

245.57

Первый квадрант

Новосибирская область

34.56

243.86

Первый квадрант

Омская область

27.21

177.00

Первый квадрант

Тверская область

23.31

111.29

Второй квадрант

Ярославская область

23.23

99.57

Второй квадрант

Республика Карелия

31.50

75.43

Второй квадрант

Новгородская область

23.77

80.29

Второй квадрант

Астраханская область

29.94

115.86

Второй квадрант

Чувашская Республика

31.74

78.43

Второй квадрант

Белгородская область

6.76

77.71

Третий квадрант

Брянская область

9.44

61.71

Третий квадрант

Воронежская область

6.26

74.86

Третий квадрант

Ивановская область

11.26

112.14

Третий квадрант

Костромская область

9.30

70.14

Третий квадрант

Курская область

7.33

64.57

Третий квадрант

Липецкая область

8.50

92.71

Третий квадрант

Орловская область

5.04

56.86

Третий квадрант

Рязанская область

7.70

70.00

Третий квадрант

Смоленская область

10.91

74.71

Третий квадрант

Тамбовская область

3.09

45.00

Третий квадрант

Республика Коми

8.17

108.14

Третий квадрант

Калининградская область

10.36

83.71

Третий квадрант

Ленинградская область

11.27

81.86

Третий квадрант

Мурманская область

3.44

66.57

Третий квадрант

Псковская область

17.86

43.14

Третий квадрант

Республика Адыгея

2.81

31.57

Третий квадрант

Республика Калмыкия

1.40

9.43

Третий квадрант

Республика Дагестан

0.30

9.29

Третий квадрант

Республика Ингушетия

0.00

1.57

Третий квадрант

Кабардино-Балкарская Республика

0.77

14.71

Третий квадрант

Карачаево-Черкесская Республика

0.66

13.14

Третий квадрант

Республика Северная Осетия - Алания

1.34

22.29

Третий квадрант

Чеченская Республика

0.19

4.86

Третий квадрант

Республика Марий Эл

2.74

36.43

Третий квадрант

Республика Мордовия

5.74

20.00

Третий квадрант

Кировская область

14.61

115.57

Третий квадрант

Пензенская область

7.74

82.86

Третий квадрант

Ульяновская область

8.84

96.00

Третий квадрант

Курганская область

4.06

46.29

Третий квадрант

Республика Алтай

16.73

55.29

Третий квадрант

Республика Бурятия

7.89

45.86

Третий квадрант

Республика Тыва

0.26

9.71

Третий квадрант

Республика Хакасия

3.66

29.71

Третий квадрант

Забайкальский край

9.94

50.57

Третий квадрант

Республика Саха (Якутия)

9.93

69.43

Третий квадрант

Камчатский край

6.60

68.00

Третий квадрант

Амурская область

2.63

38.00

Третий квадрант

Магаданская область

0.53

13.14

Третий квадрант

Сахалинская область

1.36

40.14

Третий квадрант

Еврейская автономная область

0.20

12.29

Третий квадрант

Чукотский автономный округ

0.01

2.14

Третий квадрант

Тульская область

12.89

149.14

Четвертый квадрант

Архангельская область

15.09

118.14

Четвертый квадрант

Удмуртская Республика

13.94

146.43

Четвертый квадрант

Оренбургская область

7.06

120.29

Четвертый квадрант

Саратовская область

19.96

118.57

Четвертый квадрант

Томская область

8.56

117.14

Четвертый квадрант

Приморский край

8.16

121.71

Четвертый квадрант

Хабаровский край

16.54

120.43

Четвертый квадрант

    



[1]    Для анализа используются данные официальной статистики, взятые с сайта Федерального агентства по туризму http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf/statisticheskie-dannye-...ktam-rf-za-2015-god/


[2]    Для анализа используются данные официальной статистики, взятые с сайта Федерального агентства по туризму http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf/statisticheskie-dannye-...ktam-rf-za-2015-god/